1.1 Понятие публичных образований
Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 ст. 2,п. 1 ст. 124 ГК) .
Общее правило о том, что участие указанных субъектов в гражданском обороте регулируется нормами о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или их особенностей (п. 2 ст. 124 ГК) , представляет собой юридическо-технический прием, обусловленный целями правовой экономии. В основе такого приема лежит сходство, имеющееся как в некоторых признаках данных субъектов, так и в форме их выступления в гражданских правоотношениях.
В научной литературе распространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и муниципальные образования являются особыми субъектами (лицами) гражданского права . Соглашаясь в целом писания правового характера, регулирующие ту или иную общественную сферу (например, имущественный оборот) .
Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливает функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.
Публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности поскольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.
1.2 Виды публичных образований
Обобщающий термин « публичные образования », вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Самостоятельными видами публичных образований признаются:
Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ) ;
Субъекты Федерации, входящие в состав Федерации, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права : республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ) ;
Муниципальные образования – городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ; п. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ) .
1.3 Правовой режим деятельности публичных образований
По общим правилам к публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (п. 2 ст. 124 ГК) . Это означает, что публичные образования, не являясь юридическими лицами, приравниваются к последним с позиций владения имуществом, выступления в гражданском обороте и т. п.
Исключения, вытекающие из закона, могут предусматривать:
Нормы, которые применимы исключительно к публичным образованиям, т. е. нормы регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях (см. , например, ст. 214,215,306 ГК и т. д.) ;
Нормы, так или иначе устанавливающие ограничения в правовом режиме публичных образований по сравнению с юридическими лицами (см. , например, ст. 1063 ГК, абз. 2 ст. 2 ФЗ «О простом и переводном векселе» от 11 марта 1997г. , согласно которому публичные образования вправе обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом) .
Исключения из общего порядка гражданско-правового регулирования, вытекающие из особенностей публичных образований, не могут толковаться в смысле оснований для приоритетной защиты прав и интересов отдельной категории субъектов.