Сказки Андерсена действительно очень сильно отличались от обычных
детских сказок. Даже слащавая сентиментальность, которой обильно
сдобрены многие произведения Ханса Кристиана, была лишь особенностью его
характера, а отнюдь не желанием угодить детям. Мало того, развязки
более трети (!)
сказок печальны, а порой и откровенно жестоки.
Об особенностях сказок Андерсена говорит и характерное название одного из его сборников - "Сказки и истории".
Под одной обложкой органично уживались как сюжеты с троллями и говорящими крысами, так и те, в которых, на первый взгляд, нет ничего сказочного ("Девочка со спичками", "Ребячья болтовня").
А все дело в том, что под пером Андерсена самая обыденная реальность приобретала то же неповторимое звучание, что и сказки. Это неудивительно, если учесть умение Андерсена смотреть на весь окружающий мир, как на чудо. Модную в XIX веке науку сказочник воспринимал тоже как очередную удивительную способность человека узнавать неизведанное, видеть невидимое- ну чем не чудо?
В отличие от братьев Гримм, Андерсен создавал литературные сказки, радикально перерабатывая их первооснову и наполняя их глубокой житейской философией, Тем самым его манера работы с фольклорным материалом противоречила принципам научности.
Именно невероятное сочетание истовой убежденности сказочника-христианина и ироничная интонация писателя-романтика отличает сказки Андерсена от тех же братьев Гримм или Гауфа. Помнят лишь сентиментальные сюжеты, рассказанные с патетическим умилением.