Чем примечательно фактурное изложение тем главной и побочной партии первой части симфонии...

0 голосов
319 просмотров

Чем примечательно фактурное изложение тем главной и побочной партии первой части симфонии си минор?


Музыка (12 баллов) | 319 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Первая частьсимфонии,Allegro moderato , начинается вступительной темой, которую исполняет в низком регистре унисон виолончелей и контрабасов. Тема звучит с мрачной величавостью и одновременно лирически проникновенно. Эта выразительная напевная фраза заканчивается грустным вопроси­тельным возгласом. Она сразу определяет романтический тон всего произведения:



В следующем далее сонатном allegro и главная, и побочная партии имеют характер, отличающий многие инструментальные темы Шуберта. Они родственны его песням, как в мелодическом, так и в фактурном отношении. Их изложение напоминает соль­ную вокальную партию с сопровождением, которое появляется немного ранее солирующего голоса и звучит далее подобно сквозному фортепианному фону. Так, печальную, словно ж льющуюся тему главной партии, которую запевают гобой с кларнетом, предваряют и сопровождают скрипки трепетным фигурационным движением:

 

Мягко пульсирующие, синкопированные аккорды сопровождения тоже начинают звучать еще перед появлением темы побочной партии. Светлую, приветливую мелодию с чертами танцевальности, близкую венской бытовой песне, «поёт» теплый голос виолончелей:

 

В отличие от классических правил побочная партия начина­ет звучать в тональности VI ступени — соль мажоре. Характер­ный для романтической музыки контраст между главной и по­бочной партиями подчеркнут тем, что между ними нет связую­щей партии, и поэтому они непосредственно сопоставляются друг с другом. Новый, острый контраст создает внезапное втор­жение в побочную партию резко звучащих аккордов всего орке­стра. Далее следует драматическое развитие мотивов, вычленен­ных из темы.

Заключительная партия основана на начальных интонациях побочной, но она не столь безмятежна, а словно чем-то обеспо­коена.

В разработке вновь появляется скорбная вступительная тема, и ее напряженное развитие заполняет весь этот раздел. Тема главной партии в нем не используется. А возникающий пульсирующий синкопированный фон из побочной партии ста­новится тревожным и грозным: происходит характерная для ро­мантической музыки образная трансформация.

В репризе новые красочные контрасты образуют изложе­ние побочной партии не в основной тональности си минор, а в параллельной ре мажор и заключительной партии — в си мажо­ре. В большой же коде всецело господствует скорбная вступи­тельная тема.

(32 баллов)