Началу 1930-х годов архитектура авангарда уверенно продолжала свое
поступательное движение. Казалось, мощному потоку новаторских исканий не
существовало альтернативы. Но на самом деле экватор был уже пройден. И
за ним обозначились иные ориентиры – на использование «как новых, так и
лучших приемов классической архитектуры» (из постановления
правительственной комиссии по строительству Дворца Советов в Москве).
Одновременно, в 1932 году, были ликвидированы творческие группировки и
создана единая профессионально-общественная организация – Союз
архитекторов.Таким образом, краткий временной отрезок в несколько лет
вместил в себя кардинальную смену вех: апогей и закат авангарда, поворот
к освоению классического наследия и реорганизацию творческой жизни. Это
был переломный момент в истории отечественной архитектуры, отличавшейся
необычайной динамикой, насыщенностью и драматизмом.В общем цикле
развития авангарда наиболее яркий, креативный этап, ознаменовавшийся
важнейшими открытиями, состоялся в 1920-х годах. Утверждение новых
принципов поначалу сдерживалось живучестью классицистических традиций,
столь значимых для нашего города. Вслед за пророческими экспериментами
В.Е. Татлина и К.С. Малевича в роли пионеров современного движения уже в
реальном строительстве выступили А.С. Никольский, А.И. Гегелло, Г.А.
Симонов. Главным приоритетом ленин-градского авангарда явился
архитектурный супрематизм, переведенный из отвлеченных композиций
Малевича в практическую сферу Л.М. Хидекелем и А.С. Никольским.
Параллельно шло освоение метода функционального проектирования и языка
конструктивизма.В 1925–1927 годах в Ленинграде произошел общий
поворот в русло авангарда. Сильное воздействие на его эволюцию оказала
спроектированная немецким архитекто-ром Э. Мендельсоном фабрика «Красное
знамя» – образец синтеза функционализма и экспрессионизма. К началу
30-х годов по проектам мастерской А.С. Никольского были построены бани,
школы и спортивные сооружения, выдержанные в приемах «супрематического
конструктивизма» (термин С.О. Хан-Магомедова). Осуществлен ряд
жилмассивов – от Тракторной улицы до крупных комплексов со сферой
обслуживания на Выборгской стороне. Открыты дома культуры, возведенные
А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевским, В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом, Н.Ф.
Демковым. Под руководством Л.В. Руднева сооружены профилактории Невского
и Кировского районов. Группой А.К. Барутчева построены фабрики-кухни,
которые можно считать эталонными примерами нового стиля.