Образцы песен:
"НЕ ОДНА ВО ПОЛЕ ДОРОЖЕНЬКА"
Характерная любовно-бытовая песня о горестной разлуке (из сборника лирических песен Н.Лопатина и В.Прокунина). В ее основе исключительно выразительная, проникнутая глубоким чувством взволнованная мелодия большого диапазона (децима), начинающаяся с "вершины-источника"; импровизационного склада, ассиметричного строения, прихотливого ритмического рисунка, сочетающегося с особенной плавностью, напевностью. Мелодия широкого дыхания с выпеванием большого количества звуков на один слог, наличие переменного метра ( с характерным для русских песен размером 5/4). Изложена в натуральном миноре, умеренном темпе. Все это составляет наиболее типичные черты лирических протяжных песен.
"НЕ ШУМИ, МАТИ, ЗЕЛЕНАЯ ДУБРОВУШКА"
Одна из так называемых разбойничьих песен об участниках крестьянских войн (лирическая песня на историческую тему). По преданию - любимая песня Емельяна Пугачева, текст которой включен А.С. Пушкиным в повесть "Капитанская дочка". Входит в сборник лирических песен Н.Лопатина и В.Прокунина. Ее поэтические и музыкальные особенности наиболее типичны для протяжных песен в целом: излюбленные образы природы, сопоставляете с душевным состоянием человека Печальное раздумье проникновенно передано в задумчивой, несколько величавой мелодии. Она чрезвычайно широко распета, с многочисленными "разводама" (до 10-ти звуков на один слог), свободного импровизационно-вариантного развития. переменного метраж в каждом такте) - 4/4, 2/4, 3/2, 4/4, 3/4, 3/2 и т. д.; ассиметричного строения, диатонической ладовой основы, спокойного темпа.
Характерные особенности данной песни, равно как и других лучших народных лирических мелодий выразительно воспроизведены Н.А. Римским-Корсаковым в песне Садко из 2-ой картины одноименной оперы - "Ой, ты, темная дубравушка."
"ЛУЧИНУШКА"
Один из многочисленных вариантов протяжной песни о тяжкой женской доле, проникнутой безысходным горем порабощенной русской женщины. Образ тлеющей лучины - символ беспросветной, угасающей жизни. В песне отражен домашний уклад крестьянской жизни, выражены сокровенные душ и чувства героини, ее жизненный кругозор.
Музыкальные особенности песни относятся к наиболее типичным чертам лирических протяжных мелодий, отмеченным в двух предыдущих образцах.
«УЖ, ТЫ, ПОЛЕ МОЕ"
Песня, существующая в большом числе вариантов, бытующая в основном в солдатской и казачьей среде. Включена в сборник "Русские народные песни М.А. Балакирева. В основе - характерный сюжет о гибели воина с ярко выраженной лирико-патриотической темой: молодец, умирающий на чужбине, обращается мыслью к родине. Данная песня с ее глубоко выразительной задушевной мелодией отличается органической связью напева с ритмикой стиха, четкостью пропорции распределения долгах и коротких слогов, ясностью, рельефностью мелодического рисунка, большей простотой структуры. В основе типичный для народных песен параллельно-переменный лад. Использована Н.А. Римским-Корсаковым в опере "Псковитянка", в дуэте Ольги и Михаила Тучи, обработана П.И. Чайковским для фортепиано в 4 руки.
"ОЙ, ДА ТЫ, КАЛИНУШКА"
Одна из распространенных крестьянских рекрутских песен о разлуке с близкими, приобретшая огромную популярность в солдатской среде (более поздние ее образцы распевы в народе в гармонической фактуре, свойственной песням городского фольклора). Приведенный пример заимствован из записей А.В. Рудневой, широко известного, опытнейшего фольклориста, которая отмечает в этой песне ясно обнаруживающуюся "двухголосную основу": два самостоятельных голоса представляют две одинаково значительные мелодии. И трудно выделить, какой голос из двух вакнее (чаще всего это - тот, которым начинается запев песни).