Зачем обществу себя изучать Зачем обществу себя изучать
Болтергейс 23 мая 2016 Общественные науки: социология, политология,
антропология — больше других рефлексируют на тему своего предназначения.
Пожалуй, ни одна другая академическая отрасль не обладает таким зарядом
самокритики и пессимизма, как социальные (или общественные) науки. Самые
маститые ученые задаются вопросами «А что я вообще здесь делаю?» и «Кому это
нужно?». По мере своего развития они приходили ко все более и более
неутешительным ответам: Нет, ученый не может оставаться абсолютно нейтральным
по отношению к предмету исследования, так как сам живет в обществе и имеет
личные интересы, поэтому результаты исследования всегда будут искажены. Нет,
никакие общие закономерности в жизнедеятельности общества выявить невозможно.
Человек — объект исследования, и очень трудно формализуемый объект. Абсолютной
истины в социальных науках не существует, все зависит от точки зрения, так что
и изучать тут нечего. Тем не менее, миллионы студентов по всему миру получают
дипломы социологов, антропологов, культурологов или политологов. О чем думают
те из них, кто решает отдаться науке, если на главные вопросы их
предшественниками уже был дан ответ «нет»? В 2006 году в США [150 000
бакалавров, 30 000 магистров и 4000 докторов получили свои степени в области социальных *науках*. Там же с
начала 2010 года на гранты по социальным, экономическим и бихевиористским
*наукам* было выделено около $ 200 000 000, причем средний размер гранта равен
$150 000. Социальные науки очень молодые, гораздо моложе физики или биологии —
им лет 150. В середине 19 века они стали восприниматься как науки, до этого
была общественная мысль. Сейчас проводится много качественных профессиональных
исследований в той же социологии, но что знает о них широкая публика?
Представление обывателя о социальных науках складывается тогда, когда он
набредает на новость о том, что «британские ученые установили», что у
обладателя айфона больше шансов уложить в постель девушку, нежели у
несчастливого владельца телефона другой марки. Логично недоумение читателя:
зачем нужны такие странные социологи и кто им платит деньги за выяснение
очевидных вещей.