Романтизм
(франц. Romantisme,от romant- роман) — идейно-художественное и
эстетическое направление в европейском искусстве на рубеже 18-19 в.в.
Возникновение Романтизма было обусловлено глубоким разочарованием в итогах Великой
французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном
прогрессе.
Ведущим
принципом романтизма, его мировоззрением
становится резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой.
Действительность, пронизанная духом мещанства, низка и бездуховна, и достойна
только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но
недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе
жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца».
Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем
разум.
Именно
музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души, в
эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Если
в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое
развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе
гораздо продолжительнее. В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг.
и сохранял свое значение вплоть до начала 20 века.
Музыка романтизма имела множество ответвлений
и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть
внутренний мир человека, передать порывы его души и боль сердца. Интерес
композиторов к разнообразным
эмоциональным состояниям, тонким нюансам чувств и переживаний способствовал
обновлению музыкального языка. Более красочными стали тембры и гармонии.
Изменилась мелодия: в ней часто слышны интонации поэтической речи и уже нет той
строгой завершенности, что присуща темам венских классиков.
Композиторы-романтики возвысили программную
музыку (это род инструментальной музыки, имеющей пояснение, раскрывающее ее
содержание). В эпоху романтизма на язык «чистого симфонизма» были «переведены»
многие шедевры мировой литературы – сочинения Данте, Гёте, Шекспира, Байрона.
В музыке романтизм стал ярко проявляться с
середины 1810-х годов, еще в поздний
период
жизни и творчества последнего великого композитора-классика Людвига ван
Бетховена. С этим
периодом
совпал расцвет творчества первого великого композитора-романтика Франца
Шуберта.
Это
совпадение свидетельствует о тесной преемственной связи между классическим и
романтическим
музыкальным
искусством. Вместе с тем между великим бетховенским и шубертовским наследием
существуют
важные различия, основное - особый акцент в романтической музыке на воплощении
мечтательных
лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений.
Основными представителями романтизма в музыке являются:
в Австро-Венгрии: Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер;в Германии: Иоганнес Брамс, Эрнест Теодор
Гофман, Карл Мария
Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; Рихард Штраус;в Италии: Никколо Паганини, Винченцо Беллини, Джоакино Россини, ранний Джузеппе Верди;во Франции: Жорж Бизе, Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер
и представитель позднего романтизма Сезар Франк;в Польше: Фредерик Шопен;в Норвегии: Эдвард Григ;в Финляндии: Ян Сибелиус;
·
В России в русле
романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка (опера
«Руслан и Людмила», баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов
"Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное
мгновенье", "Вальс-фантазия"),
Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский,
Бородин, Цезарь Кюи, Петр Ильич Чайковский.