У Вани была бабушка — добрая, приветливая.
С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на её лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно задумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
— Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
— Моя бабушка и рисовать умеет, — сказал Ваня.
— Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чём разводить, чтобы прочно было и красиво.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
— Бабушка, о чём ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты ещё сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чём тебе рассказывал Митя?
— Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя — художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.
Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, чёрный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкафчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило так нарядно, что любо-дорого посмотреть. Дорожка чёрная, коричневая, потом дорожка чёрная, потом красная, белая. Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу — верхнюю доску стола — и сказал:
— Это заказ от академии. Сроку дано две недели.
Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришёл в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснётся рано и до полудня валяется в постели. В воображении своём видит работу законченной, любуется ею, всплёскивает руками от радости: одеваясь, танцует и поёт. На минуту присядет к столу, подберёт нужные до
щечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей:
— Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.
Митя всплеснул ладонями:
— Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего...
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
— Митя, ты плачешь?
— Мастер, я обманул ваше доверие.
— Иди, покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
— То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
— Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык изящно и тщательно.
— Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Он сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно — комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько ещё пустого места остаётся, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые.
Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением Митиной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и отполировал волчьим зубом.
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю...
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».