В конце 1523, начале 1524 года один из старцев псковского Елизарова монастыря по имени Филофей, направил письмо московскому царю Василию III Ивановичу, в котором изложил идеи ставшие одним из краеугольных камней в построении на базе Московского княжества Великой Российской империи. Так и возникает знаменитая формула: «Москва - третьей Рим, а четвертому не бывать» .
После падение Константинополя (1453), понятое как Божия кара за отпадение от веры, укрепило новые взгляды на будущее православной веры. Если «Второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержимое: истина, хранимая в сосуде, бессмертна. Вот таким сосудом и стала Московия, чтобы посредством наполнения его превратится в Россию. Ибо только Московия на тот момент имела в своём арсенале симфонию властей: светской и духовной. При этом как светская власть вела своё преемство от имперской власти Рима, так и духовная власть вела своё преемство от Иисуса Христа. Так как к концу 15 века, только в Московии апостольская христианская церковь была слита с государством, то стало неизбежным утверждение того, что Москва – третий Рим, а четвёртому не бывать. Именно по этой причине московский князь получил возможность именоваться титулом «царь всея Руси» . Именно данное сочетание властей и стало фундаментом утверждения о том, что Москва – третий Рим, а четвёртому не бывать.
В отличие от библейских пророчеств старец Филофей впервые вводит понятие «Третьего Рима» именно как последнего царства. Более того, он настаивает на том, что четвертого царства уже не будет никогда, ибо именно в России «сошлись в одно» все христианские царства. Следовательно, судьбы всех потерявших независимость православных царств оказались сконцентрированными в России.
В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь возлагается величайшая историческая ответственность - она должна быть теперь единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска и с Запада и с Востока.
И если Московия осознала, что она третий Рим, то она им и стала в образе Российской империи. Империи, от которой современная Российская Федерация унаследовала имперский Герб, как символ единства властей светской и духовной и орден Андрея Первозванного – небесного покровителя России, но не унаследовала имперское достоинство и идеологию, без которых не может быть осуществлён прорыв в великое будущее. То самое будущее, о котором в настоящее время без устали говорит светская власть.