В короткое время с 1839 года, в тех или иных формах фотография проникла в сферу науки, журналистики, искусства. «В процессе развития фотоискусство все дальше отходило от заимствований и подражаний живописи, его произведения приобретали самостоятельность и неповторимость содержания и формы. Утвердились специфические изобразительные средства и приемы, особый образный строй, свойственный только произведениям фотографии. Одновременно формировались принципы художественных решений, основанные на документальной сущности фотографии; во многих жанрах раскрылась ее публицистическая сила» (Дыко Л.П., 1988).
Дальнейшее становление художественной фотографии и ее специфики связано с расширением сети иллюстрированных изданий и средств массовой информации, с развитием одного из важнейших разделов — фоторепортажа, который, ярко демонстрируя особую достоверность и убедительность изображений. Фоторепортаж составил особый раздел фотографии, новую отрасль журналистики — фотожурналистику, создателем фоторепортажа является фотокорреспондент. Фоторепортаж отражает главные события современного мира, а в моменты значимых событий становится не только летописью истории, но лучшими своими работами выходит на высокий уровень фотоискусства. Репортаж долгие годы составлял центральную линию развития отечественной (советской) фотографии