«Всё, что может испортиться, - обязательно портится. Всё, что не может испортиться, - портится тоже» - эта шутливая истина определяет особое отношение потребителя к надёжности технического изделия как к основному параметру, характеризующему его эксплуатационные свойства.
Стандарт определяет надёжность как свойство изделия выполнять функции, сохраняя во времени значения установленных параметров в заданных пределах.
Вследствие очевидных причин первые систематические исследования по надёжности были проведены в авиационно-космической промышленности. В связи с ростом числа авиаперевозок после второй мировой войны были выполнены сравнительные исследования надёжности одно- и многомоторных самолётов, разработаны критерии безотказности и необходимые уровни безопасности полётов. Например, было установлено, что число аварий при посадке составляет в среднем одну на миллион посадок. В связи с этим при разработке систем автоматической посадки к ним предъявлялись требования обеспечить уровень надёжности, при котором число аварий не превышает одной на 107 посадок. Таким образом, появились численные оценки надёжности систем и процессов и были сформулированы требования к этим системам или процессам.
Тогда же для получения численных характеристик надёжности сложных систем стали применять стендовые испытания элементов этих систем, и были установлены математические законы вычисления надёжности системы в целом по надёжности её элементов.
В 50-е годы повышается интерес к безопасности во всех отраслях промышленности, но наиболее заметен этот процесс в ядерной и аэрокосмической отрасли. Для описания надёжности компонентов стали применять термины «интенсивность отказов», «ожидаемый срок службы» и «прогнозирование вероятности безотказной работы», которые употребляются и в настоящее время. При расчёте параметров надёжности впервые стали учитывать возможные ошибки оператора, т.е. человеческий фактор. Таким образом, человек стал рассматриваться как составной элемент сложной технической системы.
В 60-70-е годы в основном изучались эффекты воздействия отказов отдельных элементов на поведение системы в целом. Если ранее усилия в основном были направлены на достижение надёжности каждого элемента, то в этот период стремились применить технические решения обеспечения надёжности путём дублирования систем и ограничения функционирования ненадёжных компонентов. Начало эры пилотируемых космических полётов повысили значение такого показателя как «вероятность безотказной работы в течение заданного времени», что опиралось на требование «разового использования».
Загрузка...
Большие усилия были приложены к эксплуатационным исследованиям надёжности. Каждый случай отказа старательно протоколировался, причины отказа устанавливались, статистический материал анализировался. В аэрокосмической и ядерной промышленностиэта система сохраниласьпоныне и не утратила своей важности. В 80-е годы методы анализа и обеспечения надёжности стали применяться и в других отраслях, в том числе при выпуске потребительских товаров для обеспечения их потребительских качеств. При анализе надёжности стали широко применяться компьютеры.
В этот период резко возросли требования к защите окружающей среды как при нормальной работе предприятий, так и при различных промышленных катастрофах. Следствием этого стало принятие ряда законодательных актов, формулирующих требования к надёжности и введение дисциплины «Основы надёжности» в курс подготовки студентов-экологов в славной Донбасской государственной академии строительства и архитектуры.
Целью курса является обучение студентов методам анализа безопасности, анализа последствий аварий и численной оценки риска, а также получение навыков разработки мероприятий повышающих надёжность работы технологических систем и оборудования.
В рамках данного курса предусмотрено выполнение курсовой работы и использование материалов курса при дипломном проектировании.