К XV веку городское население Европы значительно выросло, что обусловило
развитие ремесла и торговли. Набирала обороты международная торговля. В
результате Крестовых походов сложились прочные торговые связи со
странами Востока, откуда в Европу везли предметы роскоши и пряности. К
этому времени известные месторождения золота и серебра были практически
истощены, и Европейские государства испытывали недостаток в драгоценных
металлах для чеканки монет. Кроме того, Средиземноморский район был
сильно перенаселен для того времени.
Изобретение в XV веке книгопечатания привело к распространению технической и философской литературы, все больше и больше стали использоваться простые механизмы и новые источники энергии. Получили распространение идеи Аристотеля и Эратосфена о том, что Индии можно достигнуть, плывя на запад.
Появление пушек и огнестрельного оружия позволило значительно обезопасить дальние путешествия. В XV веке появляется новый тип парусного судна — каравелла. Эти корабли прекрасно подходили для длительных морских плаваний: они были невелики по размеру, имели небольшой экипаж, но вместительный трюм. Кроме того отличная маневренность была удобной для исследования незнакомых береговых линий.
Новые успехи были сделаны в картографии. Карты стали более точными, на них стали наноситься широты, очертания берегов, местонахождение портов (такие карты получили название портулан) . Для навигации использовались компас и астролябия, качество которых значительно улучшилось к XVI веку.
Завоевание османами Балкан и территории Малой Азии (ныне — Турция) затруднили для европейцев использование прежних восточных (сухопутных и морских) торговых маршрутов. Однако торговля с Востоком приносила огромные прибыли (700—800 % дохода) , поэтому более и более возрастало желание найти морской маршрут (восточный или западный) в Индию и Китай. Надеюсь помогла