Цикл
Пушкина «Подражания Корану» представляет собой не просто отдельные, хотя и взаимосвязанные
между собой эпизоды из жизни пророка, но важнейшие этапы человеческой судьбы
вообще.
Завершающее
стихотворение цикла «И путник усталый на Бога роптал...» носит явно притчевый
характер, и сюжет его достаточно прост. «Путник усталый»
томится от жажды, вызванной зноем пустыни, сосредоточен на своих физических
страданиях. Он «ропщет» на Бога, потеряв надежду на спасение, и не осознает
Божественного вездеприсутствия, не верит в постоянную заботу Творца о своем
творении.
Когда герой уже
совсем было теряет веру в спасение, он видит колодец с водой и жадно утоляет
жажду. После этого он засыпает на долгие годы. Проснувшись, путник
обнаруживает, что по воле Всевышнего спал долгие годы и стал стариком:
И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник...
Но
происходит чудо: Бог возвращает герою молодость:
И чувствует путник и силу, и
радость;
В крови заиграла воскресшая
младость;
Святые восторги наполнили
грудь:
И с Богом он дале пускается в путь.
В
этом стихотворении Пушкин использует мифологический сюжет «смерти —
возрождения», за счет чего оно носит обобщающий характер. Путник воспринимается
как человек вообще. Его «смерть» и «воскресение» символизируют жизненный путь
человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования
к оптимизму. Таким образом, «воскресение» героя трактуется, прежде всего, как
духовное возрождение.