"Чтобы поверить в добро, надо начать делать его" (По одному из произведений русской литературы.)
Я хочу расскыть эту тему на примере одного из главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир" — Пера Безухова. Пьер Безухов — один из центральных героев романа Толстого. Как и Андрей Болконский, Пьер — человек ищущий, неспособный остановиться, успокоиться, забыть о необходимости нравственного "стержня" бытия. И ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера. Но при этом образ Пьера Безухова по-особому близок Толстому: внутренние мотивы поведения героя, своеобразие его личности во многом автобиографичны. И одновременно — перед нами человек своей эпохи, живущий ее духовным настроем, ее интересами, ищущий ответа на конкретные вопросы русской жизни начала века. Так же как и Болконский, Безухов ищет дела, которому можно было бы посвятить свою жизнь, не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями или стать "лучшим человеком". Как всегда у Толстого, внутренние душевные свойства героя произведения раскрываются в первом же описании внешности. О Пьере сказано, что у него с улыбкой "исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе..." О нем Болконский говорит, что Пьер единственный "живой человек среди всего нашего света". Но не только сочетание ума и естественности, но и противоречивое, сложное переплетение хорошего и дурного определяют своеобразие Пьера. Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние, Пьер тем не менее оказывается в свете по-особому чужим человеком. С одной стороны, он, безусловно, принят в свете, а с другой — уважение к Безухову основано не на приверженности графа "общим для всех" ценностям, а на "свойствах" его имущественного положения. Искренность, открытость души выделяют Пьера в светском обществе, противопоставляют миру ритуала, лицемерия, двойственности. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его среди посетителей салона Шерер. Первый этап внутреннего развития Безухова, изображенный в романе, охватывает жизнь Пьера до женитьбы на Курагиной. Не видя своего места в жизни, не, зная, куда девать огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Ку-рагина. Открытый добрый человек, Безухов часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не может правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. К тому же Пьер в отлиние от Болконского слабоволен и легко поддается внешнему влиянию. В Безухове одинаково сильны и стремление к чувственным удовольствиям, и стремление к нравственному поиску. Разгул и чтение духовных книг, доброта и невольная жестокость характеризуют в это время жизнь графа. Он понимает, что такая жизнь не для него, но у него не хватает сил вырваться из привычного круговорота. Как и Андрей Болконский, Пьер свое нравственное развитие начинает с заблуждения — обожествления Наполеона. Действия императора Безухов оправдывает государственной необходимостью. Но при этом герой романа не стремится к практической деятельности, отрицает войну. Женитьба на Элен успокоила Пьера. Ему кажется, что теперь он избавится — наконец — от мучительной раздвоенности, найдет свою "пристань". Безухов долго не сможет увидеть, что стал игрушкой в руках Курагиных. Тем сильнее становится его чувство горечи, оскорбленного достоинства, когда судьба предоставляет Пьеру возможность разглядеть обман. Время, прожитое в спокойном сознании своего счастья, оказывается иллюзией. Но Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота, понимание темнела жизни жизненно необходимы. Не случайно самые тяжелые периоды в судьбе Безухова, когда — после дуэли с Долоховым и после расстрела поджигателей — мир становится для него бессмысленным. Второй этап внутреннего развития Пьера — события после разрыва с женой и дуэли с Долоховым. С ужасом осознав, что он, Пьер, оказался способен "покуситься" на жизнь другого человека, он пытается найти источник своего падения, ту нравственную опору, которая даст ему возм9жность "возвращения" человечности. Это стремление приводит его к масонству. Принципы масонов кажутся Безухову "системой правильной жизни", Баздеев — человеком, знающим, как нужно жить, чтобы почувствовать себя нравственно чистым членом общества. Но лицемерие, замеченное Пьером в избранной им среде, не единственная причина его разочарования. Нравственное совершенствование, облеченное сложным ритуалом, не соприкасалось с реальной жизнью, отдаляло от нее. Пьер пытается освободить своих крестьян, учредить больницы, приюты, школы, но все это не приближает его к атмосфере братской любви, проповедуемой масонами, а лишь создает иллюзию собственного нравственного роста.