Басни Ивана Андреевича Крылова появлялись,
как правило, в связи с определёнными событиями в жизни российского общества.
Они часто были реакцией на конкретные обстоятельства или поступки конкретных
людей: высокопоставленных лиц, литераторов с сомнительной репутацией. Читатели
басен, главным образом те, кто были в курсе событий общественной жизни, без
труда узнавали «героев». Крылов немедленно реагировал на безнравственность,
безответственность, имевшие место быть. Он находился в обществе на положении,
которое можно обозначить так – «совесть народа».
События крыловской эпохи ушли в небытие, но
уроки мудрого баснописца продолжаются до сих пор. В чём же причина того, что
спустя столетия, «школа нравственности имени Крылова» не закрылась, она
продолжает функционировать и до сих пор?
Секрет, скорее всего, не только в отточенном
литературном мастерстве басенного автора, но и в том, что Крылов не только
вскрывал, обозначал и клеймил пороки, а в том, что он беспрестанно развивал
позитивные начала, создал настоящую философскую систему воспитания поколений.
Какие же недостатки высмеивал и критиковал
баснописец в своих произведениях? Они стары, как мир. Алчность, ненасытность,
скупость, плутовство, фальшь, двуличие, бессмысленность, лукавство, лесть.
Герои крыловских басен нашли пристанище в мире, где процветает лицемерие,
господствуют лень, трусость, хвастовство.
Людям не
свойственно выказывать свои недостатки — большинство старается завуалировать
их, дать им привлекательную обёртку. Демонстрировать недостатки и неумения не
принято.
Тем не менее, как
их не скрывай, они всё равно проявятся. И Крылов это отлично знал. Сам он,
начавший свою трудовую деятельность на одиннадцатом году жизни, насмотрелся
всякого. С детских лет он примечал то, что творится в обществе, аккумулировал в
себе впечатления о жизненных неурядицах, что потом нашло своё отражение в его
баснях.