В драме А.Н. Островского «Гроза» подобный выбор – переломный
момент развития событий, решающий дальнейшую судьбу главной героини,
Катерины Кабановой.
Характер Катерины – место столкновения богобоязненности и
греховных, противозаконных страстей. Она – «мужняя жена», но влюблена в
другого человека; и наступает время выбора, - героине предоставляется
манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным,
переступить дозволенное с тем только условием, что об этом не узнают
посторонние. Это «сцена с ключом».
Дозволенное же в жизни Катерины определено Домостроем. По складу
характера она сама себе судья, и закон для нее – не только закон
поступков, но и закон мыслей. Одно только противоречит этому – ее разум
так свободолюбив, что границы для него установить очень трудно. Она
готова к мятежному побегу, когда только станет невмоготу, но – при этом
ее разум чист от лжи; и Божья благодать для нее выше чего-либо иного.
Ключ этот всего лишь отпирает калитку в саду Кабановых, но,
переступая через этот порог, Катерина идет на свидание с Борисом,
переступает границы и законы, уставы и устои, рушит их внутри себя и –
совершает грех, осознанно, но не в силах удержаться. Она поддается
соблазну, следуя принципу Варвары, настаивавшей на том, что «…делай, что
хочешь, только бы шито да крыто было».
Варвара, не имеющая устойчивых внутренних ограничений, вросла в
этот темный мир невежества, и за туманом самообманов она не видит греха
или не хочет видеть его. Она нашла здесь себе место; ей хватает ума и
способностей для всякого рода мелких преступлений. «Возьми, не укусит он
тебя…», - говорит она Катерине, отдавая ключ, настаивая на своем
спокойно и равнодушно. Она толкает Катерину на этот поступок,
противоречащий законам, не задумываясь о последствиях, не размышляя над
совершаемым и тем, как воспринимает это Катерина. Варвара легко
организовала встречу Катерины и Бориса, потому что привыкла к подобным
«шалостям»; но «шалость» Варвары – это грех Катерины.
Эта женщина не может лгать себе; или стыд, или изобличающая
мысль подсказывают ей: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?». И,
стоя с ключом и не в силах принять решение, она понимает свою
беззащитность перед своей слабостью: «Мне хоть умереть, да увидеть его
[Бориса]…», отбрасывает предрассудки – грех или не грех, ей уже все
равно; ей становится слишком душно в неволе и нелюбви.
Но что здесь грех и что искупление, - остается иной глобальной
темой; важно только то, что Катерина берет ключ… обрекая себя.