Фонд народного искусства ГХМАК
составляют произведения народных художественных промыслов России и образцы
народного искусства Алтая, собранные в экспедициях по краю. В настоящее время в
фонде народного искусства хранятся более 1320 экспонатов.
Коллекция произведений народных
художественных промыслов сформировалась за счет централизованных поступлений от
Министерства культуры в 1960-1970-е годы, от НИИ художественной промышлености
(г. Москва), приобретений у коллекционеров, у народных мастеров, и дает
представление о некоторых исторически сложившихся, сохранившихся и ныне
действующих очагах народного творчества в нашей стране.
В собрании музея присутствуют
богородская, дымковская, абашевская игрушка, свистульки мордовских мастеров,
искусство Хохломы, лаки Федоскина и Палеха, керамика Гжели, современная лаковая
миниатюра Мстеры и Холуя, расписные подносы Жостова и Нижнего Тагила,
абрамцево-кудринская резьба по дереву, произведения резчиков по камню
тувинских, якутских, чукотских, тюменских мастеров, ювелирные украшения
московских, костромских, красносельских ювелиров.
Большую группу составляют
произведения узорной вышивки и кружева: знаменитая мстерская белая гладь и
"владимирские швы", строчевая вышивка Новггородской области,
калужская и рязанская цветная перевить, вологодская "вилюшка" и
михайловское цветное кружево.
Начало формирования коллекции
народного искусства Алтая приходится на конец 1960-х годов, когда состоялись
первые научно-поисковые экспедиции в Горный Алтай под руководством Л.И. Снитко.
За многие годы поисковой работы в
музее собраны произведения народного искусства, созданные руками мастеров
различных национальностей, проживающих в Алтайском крае - алтайские изделия из
дерева, кожи, металла; современные казахские войлоки и вышивка; мордовский
национальный костюм; предметы народного искусства чувашского, украинского
населения.
Большую часть коллекции составляют
предметы русского народного искусства: расписное дерево (прялки, внутреннее
убранство изб), костюм, русское узорное ткачество, вышивка, гончарные изделия.
Большой интерес представляют
интерьерные росписи, выполненные в традициях русской оранаментальной культуры
XVII века, очень близкие по колориту к росписям северо-русских областей.
Традиция эта сохранилась в отдельных районах края вплоть до 40-х годов XX века.
В селах Усть-Коксинского района до сих пор хранят память о талантливой русской
художнице, поэтессе Агафье Семеновне Атамановой (ок. 1860-1942) - Агашевне, как
любовно называли мастерицу в народе. В 1970-х годах для музея были приоретены
фрагменты росписей Агашевны.
Особую
группу экспонатов составляют образцы локальных традиций глиняной игрушки,
обнаруженные в экспедициях по районам Алтайского края сотрудниками отдела
традиционной русской культуры