Для эффективного функционирования системы государственного и муниципального управления значение имеет взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления. Характер, механизмы, объем и содержание такого взаимодействия продолжают оставаться предметом дискуссий.
Местное самоуправление и государство имеют много общего. Они выступают формами народовластия. Статья 3 Конституции РФ прямо указывает на это: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Государственная власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной власти, так как служат общему, совокупному интересу государства и общества.
Являясь формой осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется присущими государственной власти чертами: наличие необходимых властных полномочий; издание нормативных актов; их обязательность к исполнению; применение санкций за неисполнение; наличие собственного аппарата, реализующего государственную или муниципальную власть; универсальный характер; осуществление специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена налогов и сборов).
В системе отношений «государство – местное самоуправление» первому отводится роль ведущего, второму можно претендовать только на место ведомого:
1. Статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и федеральных законах. Необходимость конституционного признания местного самоуправления в связи с Европейской хартией приобрела универсальный характер: «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по мере возможности в Конституции государства» (ст. 2 Хартии).
2. Государство выступает гарантом осуществления местного самоуправления (ст.12 Конституции РФ – в Российской Федерации местное самоуправления признается и гарантируется).
3. Органы государственной власти гарантируют местному самоуправлению право на судебную защиту (ст.133 Конституции РФ, ст.11 Хартии).
4. Местные дела решаются муниципальными органами, хотя и самостоятельно, но в русле общей государственной политики. Пожалуй самым красноречивым примером в подтверждение данного тезиса служит реформирование жилищно-комунального хозяйства в нашей стране. Затеваемое по инициативе государства, оно во всех отношениях ляжет тяжелым бременем на муниципальные органы. Местное самоуправление активно вовлечено в осуществление государственных планов и в других сферах.
5. Органы местной власти наделяются отдельными государственными полномочиями. Их изъятие также возможно по инициативе государства.
6. Содержание и объем полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления определяются государством. Следовательно, изменение данных параметров также в его воле. В литературе, посвященной местному самоуправлению, этот феномен часто определяют как невозможность муниципальных органов устанавливать собственную компетенцию. Действительно, это прерогатива государственной власти.
Таким образом, местное самоуправление привязано к государству очень прочными нитями. Не будет преувеличением признать, что оно полностью от него зависит, ему подчинено и живет по его законам. Однако отметим, что осуществление федеральными и региональными органами государственной власти исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления Федеральный закон № 131 допускает только в случаях и порядке, установленных российским законодательством. Необходимо заметить, что данное ограничение, прежде всего, касается исполнительно-распорядительных полномочий.