Это случилось в те
далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы.
Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять
не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго
продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди
пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам.
Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве
лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в
живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода».
Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не
сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с
каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или
отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали
колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.
На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на
переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее,
печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять
нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы
пищу от земли».
Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не
перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.
Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он
составляет основную часть Российского государства, народное творчество —
художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные
идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В «Сказании о белгородском
киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает
русскую землю от нашествия печенегов.
Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа,
смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного
хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину,
готового защищать Русь до последнего.