Билет №9
Николай Андреевич Римский-Корсаков
(1844 - 1908)
С творчество Николая Андреевича римского-Корсакова расцвела в русской
музыке сказка. Вся жизнь Римского-Корсакова - это беззаботное и бескорыстное
служение искусству, верность своим идеалам.
Римский-Корсаков родился в Тихвине Новгородской губернии. Его отец был бывшим губернатором.
Музыкальные способности у Николая проявились рано. Его стали обучать игре
на фортепиано.
В 1856 году Римский-Корсаков поступил в Морской корпус в Петербурге.
Он очень любил оперы М.И. Глинки, и разделял его со своим учителем
фортепиано, Ф.А. Канилле. Именно он познакомил Римского-Корсакова в 1861 году с
Балакиревым.
В 1865 году он заканчивает свою Первую симфонию.
1867 г. - создает музыкальную картину «Садко».
1868 г. - создает симфоническую сюиту «Антар».
В эти же годы задумана первая его опера - «Псковитянка». В 1873 году опера
была поставлена и прошла с успехом.
Вскоре, Римский-корсаком стал профессором Петербургской консерватории.
1879 г. - написана опера «Майская ночь».
1880 г. - написана опера «Снегурочка».
1895 г. - опера «Ночь перед Рождеством»;
1896 г. - опера «Садко».
1900 г. - опера «Сказа о царе Салтане».
В марте 1905 года силами студентов была поставлена опера «Кащей
Бессмертный».
Последнее творение великого композитора стала опера «Золотой петушок».
В 1908 году Римский-Корсаков скончался от болезни сердца.
Франц Шуберт. Вокальное творчество. Обзор.
Вокальное творчество занимало большое место в творчестве Франца Шуберта.
Шуберт написал 600 песен. Для него очень был важен выбор поэтов.
Франц Шуберт создал новые музыкальные жанры: вокальная баллада, жанр
монолога, жанр народной песни, жанр серенады, песня-ария. К жанру вокальная
баллада относятся: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба
Агарии”. К жанру монолога относятся: “Маргарита за прялкой». К жанру народной
песни относится: “Розочка”. Песня-ария - “Аве Мария”. К жанру серенады -
“Серенада”
В своих мелодиях Шуберт опирался на интонацию народной австрийской песни.
Музыка ясная, искренняя.
Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии
широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в
исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой
мелодического стиля Шуберта.
Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не
аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное
состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной
царь”, “Прекрасная мельничиха”.
Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует
несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос
автора (повествование).