В отличие от многих государств Востока страны латиноамериканской "периферии" несколько веков находились в колониальной зависимости. И все это время они испытывали определенное воздействие европейских традиций, культуры в целом. Важную роль в этом своеобразном европеизировании сыграла католическая церковь, способствовавшая внедрению в сознание местного населения именно европейских моделей культуры и просвещения.
В течение XIX в. молодые независимые страны региона находились под большим влиянием США. Верные "доктрине Монро", американцы стремились не допустить укрепления позиций европейцев в Латинской Америке, на ее рынках. Но если в начале XIX в. поддержка США косвенно помогла латиноамериканцам сбросить испанский (а бразильцам - португальский) гнет, то в дальнейшем эта помощь обернулась финансово-экономическим засильем. Такая ситуация все меньше устраивала страны региона, и прежде всего наиболее развитые из них - Аргентину, Мексику и Бразилию. В конце XIX в. национальная латиноамериканская буржуазия стремилась к большей самостоятельности, к установлению контактов с ведущими странами Европы. Искали таких контактов и европейцы, в особенности Германия и Англия, во второй половине XIX в. вложившая немалые капиталы в строительство железных дорог в регионе.
На рубеже XIX-XX вв. в ряде латиноамериканских стран (Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия и др. ) были проведены демократические реформы, постепенно шло формирование гражданского общества. Процесс этот развивался нелегко.
Так, в Мексике в период военной диктатуры генерала П. Диаса (1877-1911) экономика полностью контролировалась США и - в меньшей степени - Англией. Крайне низкий уровень жизни населения вызывал постоянные крестьянские волнения, которые жестоко подавлялись. После очередной фальсификации Диасом результатов выборов в ноябре 1910 г. началось всенародное восстание, переросшее в буржуазную революцию. Спустя несколько месяцев Диас бежал из Мексики, и в октябре 1911 г. президентом страны был избран лидер буржуазной оппозиции Ф. Мадеро. Решающую роль в победе революции сыграли мощные крестьянские армии во главе с популярными в народе вождями - Эмилиано Сапатой и Франсиско (Панчо) Вилья