БАБА ЯГА — сначала была положительным персонажем древней русской мифологии. Она считалась прародительницей рода, хранительницей его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, и присматривала при этом и за подрастающим поколением. Она считалась одной из наиболее значимых берегинь.
Когда на Руси появилось христианство, то Бабе Яге, как и остальным языческим богам, стали приписывать отрицательные качества и намерения.
И из берегини рода Баба Яга модифицировалась в гнусную и зловредную старуху. Ей приписали высокий рост, костяную ногу, деревянную клюку, изогнутый в виде клюва нос и торчащие изо рта зубы, растрепанные косматые волосы.
Передвигается Баба Яга только в ступе. Живет в лесу в избушке на курьих ножках, вокруг которой забор из человеческих костей.
Но не смотря ее устрашающий облик, ее колдовство, могущество, стремление зажарить в печи человека, забредшего к ней случайно, она гостеприимно встречает и Ивана-царевича, и Ивана — крестьянского сына и помогает им: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. (Ну чем не радушная, добрая и внимательная бабушка?)
Сказочным героям Баба Яга подсказывает, где и как найти заколдованное богатырское оружие, как победить Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена.
Дети, которые попадали к этой страшной колдунье, всегда преодолевали самые, казалось бы, безвыходные положения. Все ее злое коварство пропадает даром, и из похитительницы она превращается в дарительницу.
И никого она никогда не съела, то есть и в сформировавшейся после принятия христианства интерпретации образа Бабы Яги все таки сохранилось воздействие прежних представлений о Бабе-берегине.