В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в школьном курсе обществознания. 1. Познание общества в форме мифологического сознания (предания и мифы народов мира).
2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии (древнеиндийские Веды, даосская школа, конфуцианство, учения Платона и Аристотеля).
3. Социальные учения средневековья (Фома Ак-винский, схоластика).
4. Философия нового времени (теории общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социалистов-утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория).
5. Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).
Общественные науки, как следует из их названия, занимаются изучением общества, его различных сфер. Таковы социология, политология, культурология, история, религиеведение, экономика и многие другие.
Особенности общественных наук определяются спецификой социального позьания.
1. Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают.
2. Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп, страт.
3. Социальная реальность — продукт сознательной деятельности людей. Выводы ученых-обществоведов не могут в силу этого обладать той точностью, какая свойственна заключениям ученых, изучающих природу.
4. Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта.
5. В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей она есть результат диалога.