Зачем обществу себя изучать
Зачем обществу себя изучать
Болтергейс 23 мая 2016
Общественные науки: социология, политология, антропология — больше других рефлексируют на тему своего предназначения.
Пожалуй, ни одна другая академическая отрасль не обладает таким зарядом самокритики и пессимизма, как социальные (или общественные) науки. Самые маститые ученые задаются вопросами «А что я вообще здесь делаю?» и «Кому это нужно?». По мере своего развития они приходили ко все более и более неутешительным ответам:
Нет, ученый не может оставаться абсолютно нейтральным по отношению к предмету исследования, так как сам живет в обществе и имеет личные интересы, поэтому результаты исследования всегда будут искажены.
Нет, никакие общие закономерности в жизнедеятельности общества выявить невозможно.
Человек — объект исследования, и очень трудно формализуемый объект.
Абсолютной истины в социальных науках не существует, все зависит от точки зрения, так что и изучать тут нечего.
Тем не менее, миллионы студентов по всему миру получают дипломы социологов, антропологов, культурологов или политологов. О чем думают те из них, кто решает отдаться науке, если на главные вопросы их предшественниками уже был дан ответ «нет»?
В 2006 году в США [150 000 бакалавров, 30 000 магистров и 4000 докторов](http://www.nsf.gov/statistics/nsf08321/pdf/tab42.pdf) получили свои степени в области социальных *науках*. Там же с начала 2010 года на гранты по социальным, экономическим и бихевиористским *наукам* было выделено около [$ 200 000 000](http://www.nsf.gov/awardsearch/tab.do?dispatch=4&ProgOrganization=SBE&RestrictActive=on), причем средний размер гранта равен $150 000.
Социальные науки очень молодые, гораздо моложе физики или биологии — им лет 150. В середине 19 века они стали восприниматься как науки, до этого была общественная мысль. Сейчас проводится много качественных профессиональных исследований в той же социологии, но что знает о них широкая публика? Представление обывателя о социальных науках складывается тогда, когда он набредает на новость о том, что «британские ученые установили», что у обладателя айфона больше шансов уложить в постель девушку, нежели у несчастливого владельца телефона другой марки. Логично недоумение читателя: зачем нужны такие странные социологи и кто им платит деньги за выяснение очевидных вещей.