Если "Слово..." содержит упрек князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской, то почему же князь Игорь прощен автором и страной, почему Русь не проклинает виновника бедствий, а сочувствует ему, даже славит его в финале произведения?
Основным побуждением к походу для Игоря было желание защитить Русь. Он проявил мужество, верность брату в бою, попал в плен, где томится, тоскует по родной земле: "Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца".
Князь Игорь рад своему возвращению на родину, он считает невозможным, противоестественным существование без нее: «Тяжело голове без плеч, беда телу без головы». Всё это и побуждает автора славить Игоря.
Русская земля оказывается не мстительной, а доброй, прощающей заблуждения. Доброта как основа отношения русского народа к миру, к людям выявлена в «Слове…» очень ярко. Святослав в своём "золотом слове" скорбит о печалях Русской земли, но надеется на разум князей и добром вспоминает их заслуги и доблести.
Добро оказывается основой и в плаче Ярославны, которая обращается к силам природы. Она упрекает Ветер, Днепр и Солнце. Но слова Ярославны – не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость слышатся в её голосе.
Добро и в "золотом слове" Святослава, и в плаче Ярославны – норма, коренное свойство жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, на ратных доблестях Игоревой дружины, но и на этой вере в добро как основу мира.