Тема воспитания
в комедии Д.И. Фонвизина развернута особенно широко, так как семья Простаковых –
всего лишь одна из сотен тысяч дворянских семей, живущих из века в век по
единой схеме: рождение –автоматическое попадание на службу по знакомству или
передача наследства – праздное времяпрепровождение до конца дней своих.
Людям дворянских
кровей, особенно молодым, особенно с наследством, незачем и не к чему было стремиться:
работу по дому делали крепостные, службу тоже делали, как правило, подчиненные
люди, а тех, кого определили на военную службу, как правило, по знакомству или
за «вознаграждение», служили Отечеству, «числясь в списках». Вспомним «Капитанскую
дочку» А.С. Пушкина, когда Петр Гринев говорит о себе же: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в
Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего
родственника.» И к чему учиться, самообразовываться, когда будущее
уже предельно ясно.
В комедии Д.И.
Фонвизина перед нами и предстает молодой дворянин Митрофан Простаков, невежда,
грубиян, маменькин сынок, в свои шестнадцать лет не способный принимать самостоятельных
решений, не умеющий отличать дурное от хорошего. Виноват ли он в том, каков он?
Нет, его проблема – проблема общества, нравственного состояния окружающей
социальной среды. Его родители переняли систему жизнеустройства у своих
родителей и передали ее своему сыну. Основной конфликт комедии – замкнутый круг
невежества дворянского сословия (особенно уездного), спровоцированный
государственным устройством.
В своем
невежестве Простаковы настолько ограниченны, что не способны мыслить свыше
заданных стереотипов. Да, они выписывают для Митрофана учителей, потому что все
дворянские семьи приглашают учителей к детям: «Уж
года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать
Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от
Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант,
Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». И они уверены, что их сын будет образованным человеком, но если учителя –
бывшие конюхи и военные, высоки ли их образовательные цели?
Еще одна острая проблема
воспитания в семье Простаковых – любовь во вред. Родители всячески огораживают
Митрофана от «лишних движений», потакают ему во всем. Матушка его сама решает
ему задачи на свой лад, полная убеждения, что права, следуя принципу: «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить
кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!».
Проблема воспитания, поднятая
автором, предполагает также степень положительного отношения людей друг к другу,
которая зависит от положения в обществе и состояния. Так, своих крепостных
крестьян дворянство в лице семьи Простаковых не жалеет и за людей не считает.
Казалось бы, как не уважать учителя, даже если он и беден? Но Митрофан не стесняется
в выражениях: «Давай доску,
гарнизонна крыса!» - обращается
он к Цыфиркину. Как не проявить уважение к старому человеку? Но Простаков
младший и тут демонстрирует свое «воспитание», нападая на матушку Еремеевну: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те
отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску
по-вчерашнему». В противоположный пример, Софья
сначала терпела неуважение, так как считалась сиротой и почти бесприданницей,
но когда выяснилось, что за ней десять тысяч приданого, все стали любезны и
милы.
Таким образом, в принципах
воспитания семьи Простаковых заложены принципы воспитания большей части
дворянства 18 века. Д.И. Фонвизин в резкой форме обличает пороки и недостатки
государственного устройства и их последствия, ведущие к деградации личности. Воспитание
– основа и залог будущей жизни, от воспитания зависит, как проявит себя
человек, какими средствами он будет пользоваться для достижения своих целей,
остановится ли он в развитии или пойдет дальше. Образованный человек всегда
уважаем, необразованный – глуп и смешон.