Помогите пожалуйста русский 7 класс , вопрос . Какими ещё требованиями к участникам...

0 голосов
70 просмотров

Помогите пожалуйста русский 7 класс , вопрос .
Какими ещё требованиями к участникам речевого общения вы дополнили бы правила Г. Грейса ? Сформулируй их .


Русский язык (12 баллов) | 70 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Принципы речевого общения. Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации Х. Грайса, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.

Исходными условиями является наличие у участников взаимодействия хотя
бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели
отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на
период их взаимодействия.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько
требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация
иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и
соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предложил
наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней
информации;

2) высказывание должно по возможности быть
правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите
того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т. е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Кратко охарактеризуем их.

1. ^ Максима такта.
Эта максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт
предусматривает определенную дистанцию между участниками. Следует
соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предметом
обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно
(открыто) обозначена» . Не следует затрагивать тем, потенциально опасных
(частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. д. ) .

2. ^ Максима великодушия.
Эта максима необременения собеседника, она предохраняет его от
доминирования в ходе коммуникативного акта. например, предположение
должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить,
не следует связывать партнера обещанием. Хороший коммуникативный акт не
должен быть дискомфортным для участников общения.

3. ^ Максима одобрения.
Эта максима позитивности в оценке других («Не судите, да не судимы
будете» , «Не осуждай других» ) . Атмосфера, в которой происходит речевое
взаимодействие, определяется на только позициями собеседников по
отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем,
совпадают ли позиции. Если оценка мира (позитивная или негативная) не
совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию
собственной коммуникативной стратегии.

4. ^ Максима скромности.
Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий
успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая,
по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно
заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление
контакта.

5. ^ Максима согласия.
Эта максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной
ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно - сохранения
предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции
коммуникативных тактик собеседников.

6. ^ Максима симпатии.
Эта максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для
перспективного предмета разговора. Неблагожелательность делает речевой
акт невозможным. Определенную проблему представляет так называемый
безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не
демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима
доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие
речевой ситуации с намечающимся конфликтом.

Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса.

(31 баллов)