Если учесть, что текст взят из размышлений В.Белова "Тяжесть Креста: воспоминания о В.М.Шукшине", то замечания и Жуковского, и Пушкина, и Тютчева становятся понятнее. В их основе - православное мировоззрение, мысль о христианском смирении и долготерпении. Жить в покое и воле русский народ стремился всегда. Он, как отмечают многие писатели и философы, долготерпим. Достаточно вспомнить нам историю татарского ига: триста лет терпеть, чтобы потом враз избавиться от неволи, от бремени и обрести волю, а с ней и покой. И в наши дни мы всё чаще обращаемся к переломным моментам истории и отмечаем прогрессивную, созидательную роль в ней русской православной церкви. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву и послал к нему двух богатырей, монахов: Пересвета и Осляблю...
Божественная стыдливость страдания известна практически каждому человеку: стыдно признаться, что тебе плохо и возопить о помощи. Проще собраться с силами и дать отпор незваным ворогам. Так было в русской истории не раз. И всегда подбадривала и благословляла народ на ратный подвиг русская православная церковь. С заветными ладанками и крестильными крестами на груди гнали русские крестьяне французов из столицы в 1812 году, умирая за Веру, Царя и Отечество. А в годы Великой Отечественной сам Сталин способствовал восстановлению Патриаршества в Советском Союзе, осознавая, что со знамёнами христианства силы русского воина множатся.
нам часто трудно понять себя. Мы даже переживаем, когда проявляем излишнюю доброту и покорность, когда прощаем обиды и оскорбления...А ведь на самом деле мы спасаем свои души, защищённые и стыдливостью страдания, и умением быть великодушными. счастье, конечно, не цель, но душа к нему стремится - стыдливо, осторожно, настойчиво.