Во времена реформации одним из основных вопросов был вопрос авторитета. Что или кого следует считать авторитетом[6]? В католической церкви доминировала идея об авторитете церкви. Авторитетный критерий истины в католицизме складывается из сочетания Священного Писания, Священного Предания и мнения церкви[7]. На практике же авторитетом Писания часто пренебрегали, а авторитет церкви фактически ассоциировался с авторитетом папы. Монахи и священники были знакомы с Библией лишь в общих чертах[8]. В 1564 г. папа Пий IV составил список запрещенных книг, в число которых входила Библия. В булле «Benedictus Deus» он писал:
Опыт показывает, что если всем без разбора разрешить чтение Святой Библии на родном наречии, то из-за человеческой дерзости получится больше вреда, чем пользы, поэтому путеводителем в этом деле должно служить решение епископов и инквизиторов. Епископы и инквизиторы могут по рекомендации местного священника или исповедника позволить читать католические переводы Библии тем, кому такое чтение не принесет вреда, но, напротив, в ком оно умножит веру и благочестие. Разрешение должно даваться в письменной форме. Кто читает или даже просто имеет в своем распоряжении такой перевод без письменного на то разрешения, тому не отпускать грехи, пока он не сдаст свою Библию[9].
Состояние католической церкви в XVI веке оставляло желать лучшего. Римская церковь злоупотребляла своей властью на территории Германии. Она занималась вымогательствами денег у немецких граждан и узурпацией немецких территорий. В среде руководства церковью процветала коррупция. Любую церковную должность можно было купить за деньги, что привело к тому, что высшие посты в церкви занимали не духовные люди, а те, у кого были деньги и связи[10]. Состояние католической церкви времен Лютера хорошо видно из трех его сочинений, которые он написал в 1520 году, до событий Вормского рейхстага. Это сочинения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе Христианина».