В 2014 году наш район отмечает свое 70-летие. Курумкан – район маленький, где дружно бок о бок живут люди. Среди них нет ни одного случайного человека. Со всеми тебя что-то связывает - вокруг тебя родные, друзья, соседи, знакомые. Это передовики производства, ветераны войны и тыла, Герои труда, орденоносцы, Заслуженные работники, доктора и кандидаты наук и просто хорошие люди. Эти люди творят историю района, республики, через них я ощущаю свою сопричастность к истории.
Человек живет и развивается. Фундамент человеческой жизни – культура. Фридрих Ницше понимал культуру как стиль жизни народа, выполняющую различные функции. Я попытался установить взаимосвязь между функциями культуры и поворотными событиями в жизни района на примере моего деда- Берельтуева О.С., проследить его жизненный путь и выявить те моменты биографии, которые могли бы служить примером значимости трудового человека в становлении культуры района.
-Берельтуев О.С. - Это человек, посвятивший всю жизнь нелегкой работе животновода. Во времена разрухи «90-х в Курумканском районе шел процесс преобразования колхозов и совхозов в фермерские хозяйства. И Орочен Степанович одним из первых в районе создал семейно-родовую общину, показав себя руководителем, сумевшим построить крепкое хозяйство. В этом случае мы можем говорить о регулятивной, или нормативной функции культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми.
- Берельтуев О.С. стоял у истоков образования в 1990 году районной ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Мой дедушка - это человек, который не забывает своих предков, обычаев, языка своего народа. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Это познавательная и информационная функции, выступают при этом как социальная и интеллектуальная память человечества.
- Важность демографической ситуации для развития района неоценима. Орочен Степанович - это отец, воспитавший девятерых детей, создавший свою семью на принципах уклада эвенкийских традиций. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности. Эта нормативная функция культуры осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей. Дети и внуки Берельтуевы сейчас заняты во всех сферах деятельности, добиваются успеха.
- Орочен Степанович практически единственный шаман во всей баргузинской долине, к которому ездят не только за совершением ритуалов, но и за советом и поддержкой. Данная ценностная, или аксиологическая функция культуры способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и экологические ценности. Эвенки всегда трепетно относились к местам своего проживания. Это способствовало сохранению в естественном состоянии родовых земель окрестностей Джирги, где сейчас находится Джергинский заповедник, образованный в 1992 году. Дочь Светлана сейчас егерь заповедника.
В последние годы в республике бурно развивается кинематограф. Выходцы из нашего района активно участвуют в этом. Так, Орочен Степанович в 78 лет сумел сняться в фильме российско-французского производства «Серко». Таким образом, творческая функция культуры находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.
И, как одно из высших признаний – Орочен Степанович является лауреатом республиканской премии «Человек года - 2011». За активное участие в хозяйственном и культурном строительстве он награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бурятской АССР.
В данном проекте проведена параллель между историческими событиями в районе и основными вехами в судьбе моего деда Берельтуева О.С., которые его духовно обогатили. Но что особенно важно, эти вехи являются значимым вкладом в историю культуры нашего района.
Я пришел к выводу, что человек творец культуры. В итоге мы видим, что культурный человек – это не человек, умеющий хорошо петь и танцевать, это не обязательно человек с высшим образованием, знающий нормы этикета, а человек, стремящийся к самосовершенствованию, который духовно и нравственно богат, и делится этим с окружающими.
Веха – переломный момент в жизни страны, человека. И когда человек переживает переломные моменты, он становится духовно богаче.
И наш район, преодолевая все новые и новые вехи, растет и развивается, становится сильнее, богаче, лучше.