Две молодые художницы, Сью и Джонси, снимают квартирку на верхнем
этаже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся
люди искусства. В ноябре Джонси заболевает пневмонией. Вердикт врача
неутешителен: «У неё один шанс из десяти. И то, если она сама захочет
жить». Но Джонси как раз потеряла интерес к жизни. Она лежит в постели,
смотрит в окно и считает, сколько листьев осталось на старом плюще,
который обвил своими побегами стену напротив. Джонси убеждена: когда
упадёт последний лист, она умрёт.
Сью рассказывает о мрачных
мыслях подруги старому художнику Берману, который живёт внизу. Он давно
собирается создать шедевр, но пока у него что-то не клеится. Услышав про
Джонси, старик Берман страшно расстроился и не захотел позировать Сью,
писавшей с него золотоискателя-отшельника.
На следующее утро
оказывается, что на плюще остался один-единственный лист. Джонси следит
за тем, как он сопротивляется порывам ветра. Стемнело, пошёл дождь, ещё
сильнее задул ветер, и Джонси не сомневается, что наутро она уже
не увидит этот лист. Но она ошибается: к её великому удивлению,
лист-храбрец продолжает сражаться с ненастьем. Это производит на Джонси
сильное впечатление. Ей становится стыдно своего малодушия, и она
обретает желание жить. Посетивший её доктор отмечает улучшение. По его
мнению, шансы выжить и умереть уже равны. Он добавляет, что сосед снизу
тоже подхватил воспаление лёгких, но у бедняги шансов на выздоровление
нет. Ещё через день доктор заявляет, что теперь жизнь Джонси вне
опасности. Вечером Сью сообщает подруге грустную весть: в больнице
скончался старик Берман. Он простудился в ту ненастную ночь, когда плющ
потерял последний лист и художник нарисовал новый и под проливным дождём
и ледяным ветром прикрепил его к ветке. Берман все-таки создал свой
шедевр.
Кратко