Помогите пожалуйста!В интернете не ищет! Рассказ про Рагвалода(князя полоцкого) Помогите...

0 голосов
42 просмотров

Помогите пожалуйста!В интернете не ищет!

Рассказ про Рагвалода(князя полоцкого)

Помогите даю 19 пунктов


История (88 баллов) | 42 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Рогволод (в крещении Василий) Борисович - князь полоцкий с 1144 года. Вскоре после этого начался в Полоцкой земле бурный период борьбы различных ветвей Всеславичей между собой и князей с земством. В 1151 году полочане свергли Р. и сослали его в Минск. В 1158 году Р., при помощи слуцкого князя, овладел Друцком и вскоре вновь вокняжился в Полоцке. Конец 1158 года и три следующих года он провел в безуспешной борьбе с Глебовичами , и в 1161 году, после поражения, которое ему нанес Всеволод Глебович , навсегда покинул Полоцк, удалившись в Друцк. После этого о Р. нет никаких летописных упоминаний; но сохранился в 22 верстах от г. Орши памятник, наз. "Рогволодов камень" (или Оршанский, или Борисовский, по церкви на нем во имя Бориса и Глеба), открытый в 1792 году, с надписью: "В лето 6679 (1171) мая в 7 день доспен (сделан) крест сий: Господи! помози рабу Василию в крещении, именем Рогволоду, сыну Борисову". Ср. Данилевич "Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV века" (Киев, 1896), Кеппен "Рогволодов камень и двинские надписи" (в "Ученых Известиях Императорской Академии Наук", т. III).

Историки не полностью доверяют летописи, называя её сведения преданием о Рогволоде. Е. А. Рыдзевская не отрицает возможности и того, что «предание о Рогволоде как о норманне родом» может быть лишь династическим, «в духе, например, тех уже совершенно фантастических генеалогий, какие известны в русской историографии московского периода». Возможно, предание восходит к исторической песне, сложившейся в Полоцкой земле не позднее конца XI — начала XII в.

Таким образом, существует две версии происхождения князя. По одной он представитель местной династии. Знают Рогволод и Рогнеда и славянский свадебный обычай «разувания». По другой версии Рогволод — викинг Рёгнвальд, «пришедший из заморья».

Ю. В. Коновалов отождествляет его с Рёгнвальдом Достославным (Олафсоном), конунгом в Вестфольде. «Эта песнь называется Перечень Инглингов. Рёгнвальд был сыном Олава Альва Гейрстадира, брата Хальвдана Черного. В этой песне названы тридцать предков Рёгнвальда…» Рёгнвальд Олафсон был норвежцем и жил в IX веке, сведений о нём не сохранилось.

Е. А. Мельникова и Т. Н. Джаксон усматривают схожесть сведений летописи и скандинавской саги «Прядь об Эймунде» (конец XIII века), в которой решается вопрос о владении скандинавами Полоцком. Рассказ о таком владении в 1015—1019 годах историки считают вымыслом, в основе которого лежит воспоминание о варяжском князе Полоцка. В саге активным участником является также ярл Рёгнвальд Ульвссон, приближенный и родственник шведки Ингигерд, жены Ярослава Мудрого, который правил в Ладоге. Несмотря на литературность, Рёгнвальд Ульвссон скорее является исторической личностью и не может быть отождествлен с Рогволодом Полоцким, хотя и носил, как полагают, такое же имя, а его предполагаемый потомок новгородец Гюрята Рогович был информатором летописца (под 1096 годом). Эти обстоятельства нужно принимать во внимание лишь в том случае, если признавать сведения о Рогволоде легендарными, а имя — вымышленным.

Имя Рогволод было дано сыну и внуку Всеслава Полоцкого (вторая половина XI века). Полоцкие князья, чуждавшиеся потомства Владимира, сами себя считали Рогволодовыми внуками — по женской линии. И отчину свою вели не от пожалования Владимира Изяславу, а по линии наследования от Рогволода. Таким образом, несмотря на легендарность источников о князе Рогволоде, можно не сомневаться в его историчности, так как упоминания о его дочери Рогнеде носят ранний летописный характер и восходят к первой половине XI века.

(1.2k баллов)