Исследованиям славянской лесной терминологии посвящены работы известных славистов: Й.Трира, К.Машинского, Н.И.Толстого, О.Н.Трубачёва, Л.М. Васильева и т.д. Так, Т.И.Вендина рассмотрела словообра¬зовательные особенности диалектной лексики леса; в работах Г.М.Курбангалеевой представлен анализ семантики и функционирования наименований леса в русских говорах Башкирии; Н.В.Казанцева исследовала народные названия поля на месте вырубленного леса в русских гово¬рах Нижегородской области. Для нас же представляет интерес лексика леса как один из фрагмен¬тов языковой картины мира ребёнка в произведении С.Т.Аксакова "Детские годы Багрова - внука".
Образ леса как символ русской природы представлен в языковой картине мира Серёжи Багрова необычайно богато и ярко. На страницах книги мы встречаем восторженную от¬крытость героя впечатлениям природы, восхищение красотой леса.
Первое знакомство Серёжи с лесом произошло ещё в раннем детстве, когда он был серьёзно болен. По мнению лирического героя, именно дорога и особенно стоянки и длительный отдых в лесу исцелили безнадежно больного мальчика: "Вынесли меня из кареты, постлали по¬стель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного... Вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, аромат¬ный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места" [1, 230].
В образно-языковой картине мира пятилетнего Серёжи Багрова присутствует не только нейтральное обозначение - слово лес, но и другие наименования: урема [1, 240] , чаща [1, 265], редколесье [1, 266], роща [1, 240], содержащие в своих значениях дополнительные семантиче¬ские признаки, чаще характерологического типа. Часто встречается в тексте слово урема.
Урема - это наименование леса, растущего в пойменных местах; слово тюркского проис¬хождения. В словаре В. Даля оно приводится со следующим значением: "пойменный лес и кус¬тарник, растущий по берегу реки" (т. IV, с. 508). Урема - это еще и растительность по берегам реки, главным образом, ива, осока, ольха, кустарники, густые травы. Интересно, что С.Т.Аксаков особенно любит урему: его привлекает большая свежесть уремы по сравнению с обычным лесом.
Как можно видеть по тексту, ребенок не просто знает и употребляет слово лес и диффе¬ренцирует его по различным видам, но характеризует эпитетами: лесистая урема [1, 241], зеле¬ная урема [1, 240], ровное редколесье [1, 264], густая чаща деревьев [1, 265], липовые и березо¬вые аллеи [1, 273], прекрасные рощи [1, 264], зеленые рощи [1, 375], березовая роща [1, 377], чу¬десные леса [1, 300], разнообразное чернолесье [1, 315], молодой лес [1, 456], грачовая роща [1,446]. Это свидетельствует о развитой способности ребенка к восприятию и дифференциации окружающего мира.
Взрослея, Серёжа иначе воспринимает и чувствует лес, природу. Он и сам замечает это: «Я не один уже раз переправлялся через Белую, но, по-тогдашнему болезненному моему со¬стоянию и почти младенческому возрасту, ничего этого не заметил и не почувствовал; теперь же я был поражен широкою и быстрою рекою, отлогими песчаными её берегами и зеленою уремой на противоположном берегу" [1, 240 ].