Творческим коллективом преподавателей немецкого экономического языка СПбГУЭФ и ряда вузов Северо-Запада в ходе семинара "Curriculum–Erstellung Wirtschaftssprache Deutsch" под руководством доктора Н. Изермана (Культурный центр им. Гете) на базе Межвузовского Центра по проблемам обучения иностранному языку специалистов–экономистов (СПбГУЭФ) был создан документ нового типа – куррикулум.
Этот документ значительно отличается от учебной программы, которая определяет в первую очередь содержательную сторону курса обучения и составляет лишь часть куррикулума. Кроме нее куррикулум должен содержать анализ причин необходимости поворота к новому содержанию; четкое определение целей обучения; обозначение целевых групп, на которые рассчитан данный куррикулум; описание новых взаимоотношений учителя и обучаемых; сопряженность новых методических принципов с соответствующими учебными материалами; современные модели и средства обучения; систему и принципы контроля и оценки.
Данный куррикулум, состоящий из введения и шести глав, носит инновативный характер и является первым опытом создания подобного документа, вышедшим в России на русском языке.
Во введении раскрываются общественно-политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последнее время, что обусловливает растущие потребности в международной коммуникации и необходимость написания куррикулума; описываются инновативные аспекты куррикулума, указывающие на то, в каком направлении должно развиваться преподавание иностранного языка в экономическом вузе в ближайшем будущем.
В первой главе куррикулума цели обучения определяются не столько формированием основных видов речевой деятельности, таких как: чтение, письмо, аудирование и говорение, или системой языка, сколько реальной деловой ситуацией. Общая цель обучения состоит в формировании у студентов способности к адекватным речевым действиям на немецком языке в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.
Вторая глава посвящается определению целевых групп, исходя не только из формы обучения, уровня языковой подготовки, мотивации студентов, специализации, избранной студентами-экономистами, но и в соответствии со спецификой требуемых языковых знаний: учебная программа по языку специальности и учебная программа по языку профессии.
В третьей главе представлены основные принципы обучения иностранному экономическому языку:
- принцип деятельностно-ориентированного обучения, подчеркивающий, что обучение иностранному экономическому языку должно максимально соответствовать реальным условиям коммуникации, имитировать реальное общение, базируясь на наиболее типичных и важных для данной целевой группы ситуациях и темах;
- принцип проблемно-ориентированного обучения требует постановки языковой проблемы в центр внимания и решения ее в различных коммуникативных ситуациях будущей профессиональной деятельности;
- принцип ответственности обучаемого предполагает повышение ответственности студентов за результаты обучения и изменение роли преподавателя;
- межкультурная коммуникативная компетенция;
- использование аутентичных материалов в учебном процессе.
В четвертой главе ”Содержание обучения” разработаны типы текстов, характерные для учебной и научной деятельности студентов и типы текстов, отражающие типовые ситуации в профессиональной деятельности, представлены деятельностно-ориентированные речевые умения в устной и письменной продуктивной и рецептивной деятельности, показана прогрессия в преподавании делового языка.
Пятая глава раскрывает знания по экономике, рекомендуемые для преподавателей иностранного экономического языка.
Глава шестая предполагает описание тестов и контроля обучения.
Полный текст куррикулума представлен в печатном варианте в материалах Всероссийской научно-методической конференции “Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке” (СПбГУЭФ, 2001)