Мастер работы с повествованием, с речью. Разные точки зрения героев, которые заявляются на уровне повествования. В основном построение через воспоминания героев, через их рефлексию.
Три героя:
- герой-повествователь Константин Зорин. Поколение самого автора. В связи с ним Белов символизирует обрыв народных традиций.
Приехав в деревню, решает, что необходимо восстановить баню, но не знает, как ее восстановить (хотя и инженер).
Герои-старики – два героя антигониста:
- Алеша Смолин – стихийный философ, человек, живущий душой. Добрый, незлобивый, безотказный. Полностью открыт миру, несмотря на то, что жизнь не жаловала его за эту открытость. В первый раз наказывают на исповеди, когда не верят, что у него нет грехов. В детстве сталкивается с Авинером.
- Авинер Казанков – самолюбивый, эгоистичный. Всегда и с удовольствием обманывает ради собственной выгоды. Масса претензий к этому миру, мир ему что-то должен. Нет уважения ни к прошлому, ни к будущему. Единственный авторитет – он сам. Маленького внука угощает водкой просто потому, что ребенок рядом есть и почему бы ему тоже не выпить.
Белов показывает, что эти два героя и составляют две стороны одной медали – единство, без одного нет другого.
Константин пытается вернуть к этому миру, понять и постичь, что это за народ.
И Алеша, и Авинер живут в соответствии с традициями своих предков. Раньше, до революции, были эти две грани народной жизни, а после революции востребованными стали Казанковы.
Противоречивость показывает и на уровне симпатий Зорина. Сознательно тяготеет к Смолину, но при этом понимает, что он по натуре ближе к Казанковым. В конечном итоге ему не удается разгадать мир.
Финальная сцена, когда Алеша и Авинер поют песню, но Константин не может подпеть, т.к. не знает ни слов, ни мелодии.
Непонимание происходящего иронически заявлено в другой сцене – попытке Константина примирить.
В результате, Зорин – без вины виноватый герой, потому что вырос в том поколении, когда разрыв связей уже произошел. Зорин-зорить-разорять – символ утраты, разоренности, опустошения. Вслед за утратой народных традиций идет пустота.
Финал повести – переругавшиеся старики вдруг сидят и поют в обнимку. Неоднозначный финал. С одной стороны – изображение гармонии, с другой стороны образ Алеши неоднозначен – абсурдность народной жизни не только в советский период.
22. Образ Антипова-Стрельникова в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Павел Павлович Антипов-Стрельников
Герой-антитеза Юрию Живаго.
Образ динамичен, развивается в романе. Юноша – робкий ребенок, присущ максимализм и активная жизненная позиция. Мечтает менять жизнь, преобразовывать ее. Поэт «переделки жизни».
В конце концов, становится апостолом революции – под новой фамилией Стрельников. Герой воли. Как показывает Пастернак, такая позиция обречена. Заканчивает жизнь самоубийством. Интеллигенция явилась и матерью и жертвой революции. Поиск истины, поиск выхода в жизнь – смысл пути Павла и Юрия.
Юрий – выход в соединении с природой, Павел – выпадает из природы, увлекается идеей самостояния, самодостаточности. Через псевдоним, через перевоплощение противостоит самому себе.
Вся судьба Антипова – результат желания человека навязать жизни свою волю.