Словно мировой вихрь, врывается Наполеон в новейшую европейскую историю. Он возлагает на себя железный венец Карла Великого. Но только ли слава полководца привлекает к нему сердца?
Вопрос о том, чего больше в Наполеоне - гениальности или демонизма - вопрос непростой, и ответ на него, очевидно, будет неоднозначным. Талантливый человек всегда чувствует в себе колоссальный потенциал, заложенный природой и должен сделать выбор служения созиданию, добру или разрушению, злу.
Прежде всего, необходимо разобраться: кто такой гений и кто демон? Ньютон говорил, что «гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении», писатель Стефан Цвейг считал, что «гений человека – это и его рок», Лев Толстой же писал о Наполеоне: «Для нас, с данной нам Христом мерой, нет ничего неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Демон – это тот, чьё состояние души, проявляется в обычной жизни волнами злости и агрессии по отношению к себе и окружающим.
Каждое из этих определений, в той или иной мере, характеризует великого императора Франции. Многие тысячелетия власть передавалась по наследству, монарх считался законным, если получал престол от предков. Император французов вписывает свое имя вслед за именами Цезаря и Александра Македонского, продолжая процесс формирования диктаторской власти. Это явление нашло продолжение в последние два столетия, когда монархи уступили место диктаторам. Сталин и Мао Цзэдун, Фидель Кастро и Ким Ир Сен, Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи и многие, многие другие – это те правители, каждый из которых убил больше людей, чем все уголовные преступники вместе взятые, но для своих последователей каждый из них был божеством, явившимся в мир, чтобы даровать людям счастье.
В Наполеоне были ярко выражены черты гениальности. Мучимый комплексом неполноценности из-за своего роста в 156 сантиметров, он намного обогнал свое время. В начале XIX века выходец из бедной семьи с далекого острова Корсика стал единоличным владыкой могущественнейшей страны Европы. В глазах большинства.