Германн — герой повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» (1833). Г.— военный
инженер, сын обрусевшего немца, не получивший от родителя большого
капитала, а потому вынужденный жить на одно жалованье, не позволяя себе
ни малейшей прихоти. В душе игрок, он никогда не садится за карточный
стол. Однако «сильные страсти и огненное воображение» Г. воспламеняются
от рассказа его друга Томского о трех картах, которые позволили когда-то
его бабушке, графине Анне Федотовне, погасить большой карточный долг.
Дом графини притягивает отныне Г., словно магнит. Он хочет войти в
милость графини, стать ее любовником, он готов на все, лишь бы овладеть
тайной трех карт, которая принесет ему богатство. «Расчет, умеренность и
трудолюбие», на которых он строил свою прежнюю жизнь, теряют для Г.
свою былую привлекательность. Встреча с Лизаветой Ивановной — бедной
воспитанницей старой графини — решает его участь. Используя любовь
девушки как ключ к дому графини, Г. проникает в ее спальню и заклинает
старуху «чувствами супруги, любовницы, матери» открыть ему тайну трех
карт. Испуганная графиня умирает, так ничего и не сказав. Правда, три
дня спустя, в день похорон, призрак графини является Г. во сне и
называет карты: тройка, семерка, туз. Отныне три карты полностью
занимают воображение Г. Три дня подряд он приходит в дом гусара
Чекалинского и ставит по одной карте, как велела графиня. Два первых дня
приносят ему выигрыш, на третий день вместо туза на стол ложится
пиковая дама, в воображении Г. наделенная роковым сходством с графиней.
Проигравшийся Г. сходит с ума и заканчивает свои дни в Обуховской
больнице.
Таков характер Г.— человека, который, будучи «не в состоянии
жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», поддался
разрушительной страсти и в погоне за богатством потерял свой разум.
Е.Г.Хайченко Пушкинский Г. послужил прообразом героя оперы
П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890); либретто П.И.Чайковского,
написанное в 1887-1889 гг. первоначально для композитора
Н.С.Кпеновского.
Герой оперы зовется Германом — это имя, а не фамилия, как у
Пушкина. Либреттист изменил время действия, которое было отнесено к
XVIII веку екатерининской эпохи. Его Герман, имевший «сильные страсти и
огненное воображение», был награжден даром любви. Интрига вокруг трех
карт утратила первостепенную значимость. Трезво-расчетливого честолюбца с
профилем Наполеона сменил одинокий и мятущийся герой, обуреваемый
стихиями любовной страсти и азартной игры. Герой оперы наделен
меланхоличностью и нервным воображением, подвержен экстатическим
порывам. Опера сохранила название пушкинской повести. Это объясняется
особенностями мировоззрения композитора-фаталиста: тема рока,
воплощенная в музыкальном образе Графини, оттеняет идею жизни-игры в
руках всесильной судьбы (знаменитая ария «Что наша жизнь? Игра!»). Такой
уровень конфликта диктует иную, по сравнению с первоисточником,
развязку — гибель Германа. Но тема любви, завершающая оперу, звучит как
торжество истинной страсти над ложной.
В театральной истории «Пиковой дамы» Чайковского известны
примеры «возвращения» к пушкинскому оригиналу. Так, В.Э.Мейерхольд в
постановке 1933 г. попытался «пушкинизировать» оперу. С этой целью В.
Стенич написал новое либретто, в котором была восстановлена пушкинская
фабула