Однажды в журнале для школьников мы предложили ребятам найти в любом тексте страницу без союзов и, да (в значении и), или, пообещав победителям подарок. Пришлось нам рассылать подарки. Правда, победителей было немного.
Попробуйте сами найти такой отрывок, и вы убедитесь, как часто эти повторяющиеся или одиночные союзы употребляются в нашей речи. Особенно союз и.
Главными героями этой главы будут одиночные сочинительные союзы и, да (= и), или. Мы их назвали «опасными».
Почему? На этот вопрос мы будем отвечать вместе с вами.
Прочитайте предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно. Определите, что в них соединяют сочинительные союзы и, да (= и), или.
1) Вставали волны так же до небес, и ветер выл, и пена клокотала. (А.Кушнер)
2) В зеркальных водах качались сосны и плыли грустные серые облака. (Д.Гранин)
3) Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (М.Светлов)
4) И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота. (П.Никитин)
5. Пока я приносил в дом дрова и пока Наталья разводила в печке огонь, дети играли во дворе в салочки.
6. Когда наступила зима и дом завалило снегом, по ночам раздавался волчий вой.
7. На стадионе развевались красные знамена и играла музыка.
8. Учитель еще раз произнес слова одобрения и надежды.
Как видите, эти сочинительные союзы могут соединять и однородные члены, и части сложных предложений.
Подумайте, в каких из рассмотренных предложений вы можете объяснить наличие или отсутствие запятых при этих союзах, а в каких пока что не можете. Перед предложениями, в которых не можете объяснить знаки, поставьте значок – (минус).
Надеемся, что не вызвало трудностей объяснение постановки запятых при однородных членах, соединенных как одиночными, так и повторяющимися союзами.
Очевидно, вы справились и с объяснением запятых, стоящих между частями сложных предложений, соединенных повторяющимися союзами.
Теперь начертите таблицу и запишите в нее соответствующие номера предложений