Наука- это совокупность знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль этих знаний.
Наука представляет собой не только совокупность накопленных знаний,
но и деятельность по получению новых, ранее не существовавших знаний.
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных
формах познания (обыденное, художественное, религиозное, научное). В
качестве особенностей науки как формы познания окружающей
действительности выделяют следующие:
• наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов;
· наука оперирует специфическими методами и формами, инструментарием исследования;
· для научного познания характерны планомерность, системность,
логическая организованность, обоснованность результатов исследования;
· наука располагает специфическими способами обоснования истинности знаний
Основой Науки как процесса является научно - исследовательская
деятельность. При этом целью любого научного исследования является
всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их
структуры, связей и отношений на основе разработанных принципов и
методов познания, а также получение и внедрение в практику результатов
исследований.
Важнейшими особенностями научных исследований являются:
- вероятностный характер результатов;
- уникальность, ограничивающая возможность использования типовых методов решений;
-сложность и комплексность,
-масштабность и трудоемкость, основанные на необходимости изучения
значительного количества объектов и экспериментальной проверке
полученных результатов;
- связь исследований с практикой, усиливающаяся по мере становления науки в качестве основной производительной силы общества.
Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом
научного исследования является материальная или виртуальная система.
Предмет—это структура системы, закономерности взаимодействия элементов
внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства,
качества и т.д.
Наука является основным фактором обеспечения конкурентоспособности
продукции и престижа страны на мировом рынке. Поэтому ведущие страны
мира уделяют значительное внимание научно-исследовательской
деятельности, затрачивая на это значительные средства.
В Украине общий объем финансирования научных и научно-технических
работ в 2000 г. составил 2046,3 млн. грн., при этом структура
финансирования по источникам поступления средств выглядела следующим
образом (в %): бюджетные средства - 30; собственные средства - 3;
средства заказчиков научно-исследовательских работ (отечественных,
иностранных) - 39 и 23; другие источники - 5. Незначительная доля
государства в сфере науки находит свое отражение также и в структуре
стоимости научных и научно-технических работ, выполненных в Украине за
период с 1995 по 2000-й годы, по видам работ (в %): фундаментальные
исследования - 14, прикладные -24, научно-технологические разработки-
56, услуги научно-прикладного характера - 6.
Фундаментальные исследования, как правило, являются сугубо
теоретическими и наименее прибыльными, что предопределяет возможность
их. финансирования в основном только за счет бюджетных средств. Таким
образом, в сфере научных исследований в Украине преобладают практические
исследования, носящие ярко выраженный коммерческий характер
(возможность быстрого внедрения и практической реализации) и
осуществляемые по заказу. Данная ситуация не в полной мере отвечает
требованиям и тенденциям современной науки: для развития науки
первоочередное внимание должно уделяться фундаментальным исследованиям.