Вопрос 01. Какие территории входили в состав Российской империи в начале XX в.?
Ответ. В Российскую империю в начале ХХ века входили территории всех современных стран СНГ, а также территории современных Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и части Польши.
Вопрос 02. Какие религии исповедовали подданные Российской шторки?
Ответ. Большая часть жителей Российской империи исповедовала православие, но также жили здесь и католики, и протестанты, и мусульмане, и буддисты, и иудаисты, и даже отдельные племена приверженцев шаманизма.
Вопрос 03. Что такое модернизация? Каковы особенности российской модернизации экономики?
Ответ. Модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к индустриальному и дальнейшего развития последнего. В России в начале ХХ века она имела следующие особенности:
1) Россия вынуждена была ускоренными темпами догонять ведущие европейские державы;
2) модернизация происходила за счёт средств населения;
3) модернизация происходила под руководством и контролем государства;
4) из-за мощного государственного участия развивались, прежде всего, те сферы и отрасли экономики, которые способствовали укреплению могущества государства.
Вопрос 04. Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества?
Ответ. Традиционное деление общества на сословие дополнялось и вытеснялось делением на классы. Шло активное имущественное расслоение даже внутри прежних сословий, например, внутри крестьянства. Появлялась буржуазия, которая располагала большими капиталами, но не имела политических прав традиционных высших сословий. С другой стороны дворяне стремительно разорялись, закладывали или даже продавали свои имения. Всё большую роль играла интеллигенция, которую формально было сложно отнести к любому из традиционных сословий.
Вопрос 05. Какие новые задачи встали перед Россией в начале XX в.? Как они связаны с модернизацией?
Ответ. Задачи (все были связаны либо с дальнейшим ходом модернизации, либо с разряжением социальной напряжённости, возникшей в ходе модернизации):
1) демократизация общества;
2) повышение уровня грамотности общества;
3) наделение землёй или работой безземельных и малоземельных крестьян;
4) выработка большего числа мер по социальной защите рабочих.