Барды(по-ирландски bard, по-кимврски bardh) — так называли, начиная ужесо II века до Р. X., известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как-то: бриттов, кимвров(валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних скандинавов, отчасти и баянамславян, они воспевали деяния богов и героев при богослужениях и во время пиров князей и знати подаккомпанемент арфы, возбуждали войска к подвигам храбрости, во время битв шли впереди войск и служилигерольдами и посредниками у князей. У галлов Б. исчезают довольно рано; дольше держались они в Валлисе,Ирландии и Шотландии. Б. повсеместно образовали наследственные цехи, которые были организованынаподобие ордена и имели значительное влияние на народ и князей. Певец был у кельтов, так же как и угерманцев, выразителем народных дум, носителем всх его исторических преданий. Привилегии и вольности Б.были в 940 г. сильно ограничены в Валлисе, весь же орден в 1078 г. был реформирован и переустроенГрифитом-ап-Конаном.От времени до времени назначались большие состязания в пении и поэзии, т. наз. "Эйстедфоды", причемсудьи назначались от короля. Хотя с покорением Валлиса Эдуардом I (1282) Б. и потеряли свои преимуществаи даже подверглись преследованию, но они продолжали существовать еще долгое время, и названные выше"Эйстедфоды" с согласия английских королей устраивались вплоть до Елизаветы. В новейшее времяблагодаря возродившейся любви к древненациональному кельтическому эпосу образовалось несколькообществ, или ферейнов, которые возобновили Эйстедфоды. Усердию этих последних, а также патриотизмуотдельных лиц наука обязана не только основательным исследованием истории кимврских бардов, но исобранием оставшихся от них песен. См. Вальтера, "Das alte Wales" (Бонн, 1859).В Ирландии наследственный цех бардов после своего образования распался на три различные части.Огражденные многими привилегиями, Б. со временем приобрели настолько обширные поземельные владенияи присвоили себе такое высокое положение, что неоднократно вызывали против себя неудовольствие народа,доходившее иногда до изгнания их из известных местностей. Искусство Б. играть на арфе было в то времявсеми признаваемо. Сохранились и доныне многочисленные остатки ирландской поэзии Б. (напр., фенианскиепесни). После покорения Ирландии Генрихом II цех Б. начал падать. Но Б. оставались еще в знатныхирландских семьях. Их песни, исторические сказания содействовали сохранению любви к отечествуирландцев. Это обстоятельство именно и служило поводом к неоднократным мероприятиям противирландских бардов и певцов со стороны английских властителей, как, напр., Генриха VI и VII. Елизавета дажеповелела вешать всех пойманных менестрелей, так как их песни возбуждали народ к восстанию и к другимпреступлениям. Битва при Боине послужила к окончательному уничтожению бардов. Последним ирландскимбардом считается Турлоу О'Каролан, род. 1670 г., ум. 1738 г. См. Иосиф Купер Валькер, "Memoire of the Irishbards" (Лонд., 1786). Приблизительно такую же организацию имел орден бардов и в Шотландии, илиКаледонии. Здесь он продержался до 1748 года.Древним германцам было неизвестно слово Б., хотя многие, и в особенности поэты, часто говорят о Б.древних германцев. Клопшток и его последователи этою фикциею старались оправдать свои реформаторскиестремления в немецкой поэзии. Так, основываясь исключительно на одном только месте в "Germania" Тацита,где в рукописях слово "baritus" (призыв к боевому ключу) было неверно прочитано за "barditus", и этому словуошибочно придали значение боевой песни. Клопшток назвал бардитами (Bardiet) свои религиозныевоинственные песни, сочиненные в духе "песней бардов", а также боевые песни в древнегерманском вкусе.Немецкие поэты во время Клопштока особенно любили писать "бардиты", подражая в них большею частьючувствительной мягкости Оссиана, чаще же всего их песни вырождались в безвкусный набор пустых слов,осмеянный еще Лихтенбергом, Гёльти и другими. Свои три национальные драмы, "Die Hermannsschlacht", "Hermann und die Fürsten" и "Hermanns Tod", Клопшток тоже назвал бардитами. Денис и Герстенбергпридавали бардитам лирическую форму, а Кречман — эпическую. Таким же образом Клопшток ввел вупотребление кельтское слово бардалы на место Lerche (жаворонок), которым позднее и Баумштарк, иВальдбрюль называли сборники народных песен.