Древнерусское государство образовалось в 882 г. во многом благодаря зарождающемуся предпринимательскому духу восточных славян. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен, а также некоторые финно-угорские и литовско-латышские племена. Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый. Славянское население, осваивая Среднерусскую равнину, селилось преимущественно по берегам рек, образовавших благоприятную систему коммуникаций. На севере это были Нева, Ладога, Волхов, Ильмень, Мета, Ловать и Шелонь; на западе – Западная Двина и Неман; на юге – Днепр, Припять, Десна и Сожь; на востоке – верховья Волги, Дон, Донец, Ворона, Волга–Каспий. Реки объединили славянские лесные и лесостепные земли и стали частью системы коммуникаций древнего цивилизованного мира. Греческие колонисты использовали Днепр как большую торговую дорогу («путь из варяг в греки»). В этот период массовое размещение славян в этих местах приходится на VII–VIII вв.
В X–XI вв. активно развивалась внешняя торговля с восточными соседями, которые концентрировались вокруг Волги. Это были богатые торговые государства того времени: Хазарский каганат и Волжская Булгария. В Киеве в IX–X вв. имелся хазарский торговый двор – «урочище Козыря». В 1006 г. Владимир Святой заключил торговый договор с булгарами, разрешавший им беспошлинно торговать по всей территории Руси. Общение с волжскими народами позволило включиться в торговлю по Волжскому пути, являвшемуся ответвлением Великого шелкового пути.
Оплотом развития предпринимательства становились города как ремесленно-торговые центры. Скандинавские источники IX в. именуют Русь «страной городов». При князе Владимире (конец IX в.) их было 25; в XI в. (период расцвета) – более 89; перед нашествием Орды (начало XIII в.) – 271.
Первый русский писаный свод законов «Русская Правда», составленный при сыновьях Ярослава Мудрого в XI в., свидетельствует о довольно высоком развитии денежного хозяйства, торговли, купеческого и ростовщического капиталов. «Легко заметить ту общественную среду, которая выработала право, послужившее основанием «Русской Правды», это был большой торговый город».
Один из древнейших русских актов, сохранившихся в подлиннике, – «Духовная Климента» (примерно 1270 г.), подтверждает широкое развитие товарно-денежных отношений. Новгородский купец Климент сочетал свою торговую деятельность с предоставлением кредитов.
В известной новгородской былине о Садко купец-предприниматель показан как герой-богатырь, а его торговая деятельность – как богатырский подвиг.
Хорошо известен также тверской купец XV в. Афанасий Никитин, автор книги «Хождение за три моря». Из его записок следует, что русские купцы вели торговлю не только с ближними странами, но и дальними. Афанасий Никитин, как это явствует из текста, человек наблюдательный, общительный, смелый, предприимчивый. Последнее, впрочем, иногда ставится под сомнение на том основании, что «предприимчивость» должна включать в себя не только смелость, «склонность к риску», но и «коммерческую ловкость, удачливость».
Историки свидетельствуют, что российским предпринимателям того периода были свойственны сочетание расчетливости и фантазии, высокой работоспособности и умения расслабиться, стремление быть собой, наличие глубокого и жесткого самоанализа.
Примером российского предпринимательства может быть и деловая жизнь монастырей. Монастырские колонии становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности. Такие монастыри, как Кириллов-Белоозерский, Троице-Сергиев, Соловецкий, демонстрировали образцы формирования предпринимательских хозяйств.