Формирование общей экологической культуры обучающихся,
экоцентрического (экологоцентрического) мышления является одно из
важнейших задач современного образования.
Настоящий век можно охарактеризовать как эпоху глобальных
экологических проблем. Длительное нарушение равновесия в природе
заставило человека осознать, наконец, то, что, будучи вполне очевидным, долго
ускользало от его внимания: все живые организмы, населяющие нашу Землю,
существуют не сами по себе, они зависят от окружающей среды и испытывают
ее воздействие. Это точно согласованный ансамбль факторов окружающей
среды и приспособления (адаптации) к ним живых организмов (проявляющийся
как в их облике, так и в их поведении); именно этот ансамбль, столь легко
нарушаемый вмешательством человека, и обусловливает возможность
сосуществования разнообразнейших форм организмов и самого различного
образа их жизни. Только нынешнее «заболевание» многих мест обитания,
изменение факторов окружающей среды, часто опасное для жизни организмов,
и связанное с этим вымирание многих видов животных, открыло обществу
глаза на законы «здорового» состояния как нормы и основы существования
жизни.
Экология, изучающая подобные взаимосвязи и соответствующие
закономерности, представляет собой сравнительно молодую ветвь
естествознания.
Актуальность программы заключается в том, что обществом осознана
необходимость экологической подготовки всех возрастных и социальных групп
населения. Об этом свидетельствуют постоянный интерес к экологической
проблематике в специальных изданиях и средствах массовой информации,
результаты анкетирования педагогов, преподавание экологии в
общеобразовательных школах явочным порядком, огромное количество
экологических кружков в учреждениях дополнительного образования..