ЧИТАЙ!
Историческая литература об Иркутске обширна. Исследователям истории и различных сфер культуры, краеведам, специалистам разных профилей будет полезен очерк, посвященный исторической литературе о нашем городе. Специальных публикаций по этой теме не выявлено. Кроме исследований, в обзоре упомянуты также наиболее важные публикации по истории Иркутска.
Исходя из особенностей изучения истории города в различные исторические эпохи, можно выделить семь основных этапов.
Первый этап - период устной истории или легендарный - охватывает промежуток с 1661 до начала 20-х гг. XVIII в. Это время, когда еще могли жить первопоселенцы Иркутского острога, когда передавались и трансформировались устные легенды об основании города и первых десятилетиях его существования. Очевидно, к этому времени относятся рассказы об основании города в 1652 г. на острове Дьячем, записанные в 30-х гг. XVIII в. участником академической экспедиции Г.Ф. Миллером и воспринимавшиеся иркутянами вплоть до середины XIX в. как непреложный факт. Тогда же возникли рассказы о том, что рядом с острогом в XVII в. было озеро, что рядом с острогом из Ушаковки текла протока в Ангару. Вероятно, к началу XVIII в. можно отнести легенду об основании Иркутска в 1620 г. Скорее всего, в XVIII в. возникла легенда о поселении на острове Дьячем стрельца Любы, сосланного Петром I. Несомненно, что существовали и другие легенды, значительная часть которых не была записана или записи которых были утрачены. Любопытно, что такая важная для небольшого городка страница истории, как ежегодный приход в 1684 – 1687 гг. крупных торговых караванов из Бухары, не сохранилась в записях иркутян и стала известна лишь недавно.
Второй этап – летописный - относится к 1718 – 1772 гг. Считается, что летописная традиция существует с начала 1720-х гг. 1). Летописи эти, возникшие первоначально среди купцов и священников-любителей истории, были демократическими по своему характеру, давали много ценной и правдивой информации об истории города.
Первым летописцем города, по мнению директора иркутской гимназии Н.С.Щукина, был иркутский посадский Василий Сибиряков, предок которого приехал в Иркутск вскоре после его основания. Его сыновья Михаил и Николай продолжили летопись отца, но каждый в отдельности. 2). Таким образом, впервые между иркутскими (хотя и непрофессиональными) историками возникло идейное соперничество, давшее еще две городские летописи, доведенные до 1802-1803 гг. По словам того же Щукина, с 1770-х гг. до 1810 г. составлялась летопись купцов Щегориных. В 1820-х гг. были также известны находившиеся у статского советника Корюкова летописи священника Троицкой церкви И. Карамзина, чиновника И.Я.Козлова, а также летопись купца Якова Донского (сокращенный вариант текста М.Сибирякова).
Автор книги о Восточной Сибири XVII в., законоучитель А.А.Ионин, более подробно говорит о летописи Карамзина: “Записки с 1718 г. по 1817 г. свящ[енников] Ирк[утской] Троицкой церкви Карамзиных, начиная от прадеда их Илии, на 24 л.”. 3). Таким образом, Карамзиными был создан сравнительно лаконичный труд: каждый лист рукописи описывал в среднем события за 4 года. Это сообщение дает возможность отодвинуть начало иркутского летописания на 1718 г. Причем, первым летописцем Иркутска, возможно, следует признать священника Илью Карамзина, деятельность которого продолжили три поколения его потомков (дед-отец-сын), священники Троицкой церкви. Как видно, летописание в Иркутске было делом наследственным, служило продолжением семейных традиций.
К концу XVIII в. число летописей различных авторов достигло, по мнению историка Н.В.Куликаускене, 8; а всех списков иркутских летописей XVIII-XIX вв. – 30.
Третий период историографии Иркутска – период первых печатных публикаций о городе и его истории - начинается с 1773 г. Сначала – упоминания в иностранной литературе, статьи в российских словарях и энциклопедиях, описаниях Сибири, затем – в российских журналах и сборниках статей. Позже, с 1857 г., к ним добавляются статьи в иркутских газетах, печатаются фрагменты иркутских летописей (1850, 1858-1861 гг.), освещаются отдельные события из истории в специальных исторических монографиях, посвященных