Тематическое планирование Характеристика основных видов дея- тельности учащихся Введение (1ч). Литература и еѐ роль в духовной жизни челове- ка. Шедевры русской литературы. Выявление уровня литературного развития де- вятиклассников. Выразительное чтение, выражение лич- ного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Участие в коллективном диалоге. Выявление связей лите-58 ратурных сюжетов и героев с историческим процессом. Из древнерусской литературы (4 ч). «Задонщина» - памятник древнерусской лите- ратуры. О древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве»: Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…». Выразительное чтение фрагментов древ- нерусского текста в современном переводе и в оригинале (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героя древнерусской ли- тературы. Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении. Составле- ние плана анализа фрагмента произведения древнерусской литературы. Из литературы XVIII века (8 ч). О русской литературе 18 века. О русском клас- сицизме. Г.Р.Державин: Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. А.Н.Радищев. Стихотворение «Вольность». Путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву». Устные рассказы о писателях. Подбор и обобщение дополнительного материала о био- графии и творчестве писателей. Выразительное чтение фрагментов произведений литературы XVIII века (в том числе наизусть). Фор- мулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Уча- стие в коллективном диалоге. Характеристика героев произведений. Из русской литературы XIX века (55 ч). В.А.Жуковский: Элементы романтизма в бал- ладе В.А.Жуковского «Светлана». Подбор материала о биографии и твор- честве поэта. Выразительное чтение стихотво- рений. Характеристика героев русской роман- тической баллады. Характеристика сюжета баллады, еѐ тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания А.С.Грибоедов:Личность и судьба А.С. Грибо- едова. История создания комедии «Горе от ума». Са- тирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфлик- та в комедии. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Подбор материала о биографии и твор- честве писателя, истории создания произведе- ния, прототипах. Выразительное чтение ключе- вых сцен пьесы (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге. Формулирование во- просов по тексту произведения. Жанровая характеристика пьесы: выде- ление характерных признаков комедии. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания. А.С.Пушкин: Жизнь и судьба А.С.Пушкина. Стихо- творения Пушкина разных лет. Поэма «Цыганы». «Повести Белкина». « Маленькие трагедии» ( обзор). История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. Образ Татьяны в ро- мане «Евгений Онегин». Жизнь столицы и мир де- ревни в романе А.С.Пушкина. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А. С. Пушкина. Выразительное чтение стихотворений и фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). Участие в коллективном диалоге.