С оплодотворения начинается качественно новый период в жизни растения — период формирования нового поколения: семян с зародышами. В этот период, охватывающий X, XI и XII этапы органогенеза, в колосе и во всем растении протекают процессы, от которых зависят величина урожая, его качество и биологическая ценность семян. Это, во-первых, формообразовательные процессы, связанные с деятельностью вновь возникших эмбриональной и эндоспермальной тканей; во-вторых, рост и увеличение массы семян при одновременном старении и потере части сухих веществ вегетативными органами; в-третьих, накопление, превращение различных веществ в семенах и изменение их физиологического состояния в период созревания.
Первым уже через несколько часов после оплодотворения начинает делиться центральное ядро, давая начало тканям эндосперма. Эндосперм — физиологически активный орган семени. Его ткани содержат большое количество физиологически активных веществ, стимулирующих приток питательных веществ. Примерно через 8—10 дней после оплодотворения на периферии эндосперма обособляется особый слой клеток — алейроновый, отличающийся повышенной концентрацией пластических и физиологически активных веществ. Здесь сосредоточена значительная часть ауксинов, витаминов, много белков и нуклеиновых кислот.
На 8—10-й день после оплодотворения в эндосперме начинается интенсивное отложение запасного крахмала и белков. Полностью формирование эндосперма заканчивается через 20—25 дней после оплодотворения.
Зародыш вначале несколько отстает в развитии от эндосперма, однако уже через 7—8 суток после оплодотворения оформляются зачатки конусов нарастания побега и корня, закладывается листовой валик колеоптиле, а часть зародыша, примыкающая к эндосперму, дифференцируется в щиток (рис. 20). Появляется зачаток первого зародышевого листа, длина зародыша достигает уже 0,5 мм.
В дальнейшем щиток удлиняется, колеоптиле приобретает форму сомкнутого конуса, закладываются зачатки первой и второй пары зародышевых корней, еще два зародышевых листа, дифференцируется эпибласт, у основания конуса первого листа закладывается точка роста первого бокового побега. Дифференциация зародыша заканчивается за 16—20, реже за 25 дней. В теплую, сухую погоду дифференциация зародыша завершается задолго до уборочной спелости. Такие семена могут прорастать даже будучи убранными до наступления молочного состояния. При наливе и созревании в холодную погоду формообразовательные и биохимические процессы завершаются не полностью. Такие семена после уборки не прорастают или имеют низкую энергию прорастания, находятся в состоянии покоя и требуют более или менее длительного послеуборочного дозревания или специальной предпосевной обработки.
Тотчас после оплодотворения начинается прирост массы зерновок, идущий с поразительной быстротой. Если принять массу зерновок на второй день после цветения за 100%, то, по данным А.П. Шехурдина, в последующие 4 дня он увеличивается в 3,5—4 раза, с шестого по десятый день — в 2,5 раза, с десятого по четырнадцатый — в 2 раза. Н.Н. Кулешов приводит следующие данные по изменению линейных размеров зерновок сорта Лютесценс 62 в условиях Западной Сибири (табл. 12).
При высоких температурах в период налива прирост сухих веществ в зерновках идет исключительно интенсивно, но и быстро заканчивается. Во влажные годы начальные темпы прироста зерновок несколько ниже, но продолжается он дольше. Измеряя зерновки после их высушивания до постоянной массы, Н.Н. Кулешов установил, что в сухом 1940 г. максимальная длина зерновок наблюдалась на 13-й день, ширина и толщина — на 23-й день после цветения, а в благоприятном для налива 1941 г. длина — на 20-й день, ширина — на 35-й и толщина — на 39-й день. Интенсивность налива и конечная масса зерна отнюдь не коррелируют между собой. Максимальные среднесуточные приросты наблюдаются в Жаркие, сухие годы, но масса 1000 зерен в конечном итогеоказывается ниже, чем в годы с замедленным, но длительным наливом.
Точное знание момента окончания прироста сухой массы зерна практически важно для определения сроков уборки раздельным способом. Поскольку темпы и продолжительность налива варьируют чрезвычайно широко в зависимости от погодных условий, агротехники и сорта, необходимо иметь единый и объективный критерий, по которому можно было бы судить об окончании налива. Таким критерием является влажность зерна. Исследования, проводившиеся в различных зонах, показали, что, как правило, прирост сухих веществ зерновок заканчивается при снижении их влажности до 38—40%, что соответствует началу восковой спелости. Лишь в особо благоприятных условиях некоторое увеличение сухой массы зерновок наблюдается вплоть до достижения ими влажности 25—30%, то есть до конца восковой спелости, но этот прирост очень невелик.
Содержание влаги в зерне пшеницы непрерывно снижается от фазы пяточки, когда оно сос