Как была найдена пещерная живопись. Всего 120 лет назад ученые не знали о том, что среди перво¬бытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.
Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.
Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку.
Загадки древнейших рисунков. В них многое не- понятно. . Падает навзничь охотник с птичьей головой. оставив рога, уставился на него бизон, пронзенный копьем. Рядом с человеком длинный предмет фигуркой птицы. Прочь уходит могучий носорог.
все это значит? Ответа мы не знаем. Существуют и другие загадки. Зачем художники изображали в свои рисунки в малодоступных для обозреваемых местах? Почему создавали их в глубине темных сил, куда не проникают лучи солнца? Для чего соображали раненых или попавших в ловушки зверей? Вот как ученые отвечают на эти вопросы, человек «заколдовывает» зверя. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений, хищных ей. В отличие от древнейших людей «человек умный» хотел понять, почему сверкает молния загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих с плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей . Естественных причин явлений природы люди знали. У них возникла вера в то, что между жиым и его изображением, созданным художником, чествует сверхъестественная связь. Если в глубине (еры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, то живые звери окажутся заколдован- «и и не уйдут из окружающей местности. Если рисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха охоте.
Разгадать смысл и назначение пещерной живописи помогли наблюдения за отсталыми племенами.
Главными их занятиями еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя, обитавшее в Австралии, совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.
В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни и другие предметы. Такие существа, порожденные фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям. Возможно, именно оборотень изображен на стене одной из пещер. У него человеческие ноги, но вместо рук — лапы. У него лисий хвост, ветвистые рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри, глаза ночной птицы. 4. Зарождение веры в душу. Первобытные люди пыта¬лись понять причины тех явлений, которые происхо¬дили в них самих. Почему спящие видят сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъ¬естественное существо — душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа поки¬нула его тело. Она встречается с душами других лю¬дей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вер¬нуться. Если она не возвращается, человек умирает.
Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу на дорогу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звери¬ных зубов.
Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными