Ачиная повествование о судьбе героини с описания Москвы и признания в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, автор обозначает своё присутствие в повести. Читатель после такого вступления должен понимать, что любая оценка в тексте – это личное мнение автора-повествователя. До Карамзина одновременное присутствие автора и его героя в едином повествовательном пространстве не было знакомо русской литературе. Само заглавие повести «Бедная Лиза» основано на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя. Тот постоянно повторяет, что, к сожалению, не властен изменить ход событий: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»
Повествователь является современником своих героев. В конце повести читатели узнают, что он знаком с Эрастом, который и рассказал ему эту горестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, он глубоко переживает горе людей. Повествователь – человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики. Он любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами.
Повествователь, являясь характерной деталью сентиментальной литературы, в то же время не является в повести Карамзина условной фигурой. Он сопереживает героям. Рассказчик не имеет возможности предостеречь героев от проступков, так как он услышал от Эраста историю спустя 30 лет. Тем не менее он вставляет свои укоризненные замечания, которые могли бы остановить героев: "Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?"
Желание рассказчика помочь героям передается и читателю. Таким образом, сентиментальная повесть Карамзина учит своего читателя «чувствительности».
Повествователь является носителем нравственности и образцом для подражания в повести, он горячо сочувствует героям и прощает их человеческие слабости. В сознании читателя сентиментальный рассказчик соединяется с реальным автором.