В русских народных сказках не раз встречается Калинов мост на реке
Смородине, где происходит бой героя с чудовищем: «Бой на Калиновом
мосту» , «Иван Быкович» , «Иван, крестьянский сын и мужичок сам с перст,
усы на семь верст» и др. С легкой руки талантливого и скрупулезного
исследователя сказок В. Я. Проппа повелось считать, что река Смородина
представляет собой границу между мирами. Стало быть, мост через нее –
переход из одного мира в другой.
Одна из версий символики и географических координат этого места уже описывалась в нашем журнале.
В частности, была приведена точка зрения, согласно которой этимология Калинова моста связана со словами «калить» (сильно нагревать) или «калеть» (коченеть, цепенеть от жара или стужи) . Впервые она была высказана еще в XIX в. знатоком русских сказок А. А. Потебней, ссылавшимся на неслучайные эпитеты к калине, по значению близкие к огню: красная, жаркая и т. п. Правда, впоследствие автор отказался от собственной догадки, выдвинув другую версию, что, мол, Калинов мост был металлическим.
Академик Б. А. Рыбаков объясняет исходную сущность понятия «калинов мост» следующим образом: «Мост, по которому пойдет массивное мифическое чудище изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника, абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать что-либо, но не строить из них.. . Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов) , загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников калины» .
Но если так, то почему о калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестинских причитаниях, девичьих напевах? И в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегий» в качестве образа народной женской песни звучит:
Уж как по мосту – мосточку, по калиновым досочкам!
Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,
По калиновым досочкам.. .
Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться не к этимологии, а к символике калины.
Много народных сказаний повествует о калине.
Украинцы из века в век передают историю о том, как татаро-монгольское войско взяло в проводники девушек, которые завели их то ли в непроходимую чащу, то ли в болото. Закололи саблями супостаты героинь, и на месте их гибели выросла калина с ягодами-кровинками. В общем, было у кого поучиться Ивану Сусанину.
Другое предание рассказывает, как в галицких землях покончила собой Оленочка, которую брат хотел продать туркам, те с досады порубили ее тело на куски, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали.
Существует легенда, что когда-то ягоды калины были слаще малины. Но однажды юная красавица полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. От отчаяния она решила сжечь тот лес, и когда жестокосердый наведался туда, все уже сгорело. Лишь под кустом калины сидела заплаканная девушка. Глянул на нее кузнец и полюбил, и до самой смерти видел в жене красавицу, потому что одарила его калина умением отвечать на любовь и ценить ее. Но ягоды ее с тех пор и стали горчить – как слезы неразделенной любви.
Калина с самых древних времен олицетворяла красоту и девственную любовь.
Ее выращивали возле хаты – на счастье. Она была непременным атрибутом свадебных ритуалов, начиная с украшения ветками, венками и ягодами горницы и обрядовых калачей и кончая оглашением доказательств невинности новобрачной.
Обряды похорон калины означали принесение девственности в жертву при замужестве во имя продолжения рода. Брокгауз и Эфрон, исходя из исследований того же А. А. Потебни, утверждают, что «Калиновые мосты - обычное, постоянное общее место в свадебных песнях (мост – соединение, связь)» . Позднее это дерево стало символом женщины и любви вообще.