Владимир Набоков
"России"
Не предаюсь пустому гневу,
не проклинаю, не молю;
как изменившую мне деву,
отчизну прежнюю люблю.
Но как я одинок, Россия!
Как далеко ты отошла!
А были дни ведь и другие:
ты сострадательной была.
Какою нежностью щемящей,
какою страстью молодой
звенел в светло-зеленой чаще
смех приближающийся твой!
Я целовал фиалки мая,-
- глаза невинные твои,-
- и лепестки, все понимая,
чуть искрились росой любви...
И потому, моя Россия,
не смею гневаться, грустить...
Я говорю: глаза такие
у грешницы не могут быть!
Анализ стихотворения В. Набокова «России».
О Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя
В. Жуковский
Родина…Кроткое, простое, привычное слово, а какая сила заключена в нем, оно поистине не знает границ. Многие поэты и писатели отражали любовь к Родине в своих произведениях, и каждый по-разному. Любопытно, какой она предстает перед читателем в стихотворении В. Набокова «России», какую творческую задачу решает в этом случае автор, что для него образ Родины?
Произведение было написано в 1921 году, следует отметить, что этот жизненный период был тяжелым для поэта: В. Набоков со своей семьей эмигрировал из России. Автор переживает утрату своей родины, разрыв с ней ("Как далеко ты отошла!"). Чувство же боли, грусти отразилось и в стихотворении. И, конечно, какой, как не жанр элегии может наиболее полно раскрыть сильные чувства, переживания, страдания, мысли лирического субъекта.
Продолжая традиции А. Блока, С. Есенина, В. Набоков полностью дает понять в стихотворении, какая на самом деле истинная Россия:
Я говорю:глаза такие
У грешницы не могут быть!
Обратимся к структуре данного произведения и выявим его художественные, стилевые и композиционные особенности. Несомненно, композиция не могла не повлиять на читательское восприятие стихотворения.
«Не предаюсь пустому гневу,Не проклинаю, не молю…» - пишет автор. Градация и асиндетон придают с первых строк стремительность творению, а также указывают на утверждение, на отношение лирического героя к Родине: «Отчизну прежнюю люблю…» Ассонанс звука «у» рисует грусть, тоску лирического субъекта.
Глаголы настоящего времени с отрицательной частицей «не» открывают произведение. Они же противопоставляются глаголом в прошедшем времени во второй части («целовал2, «звенел») и завершается стихотворение снова глаголами настоящего времени. Так, мы можем видеть трехчастную структурную композицию. Автор от вступления, утверждения переходит к основной части, к воспоминаниям и затем к завершению, к выводу.
Риторическое восклицание с противительным союзом «но» («Но как я одинок, Россия…») играет важную роль в стихотворении. Автор выделяет его в отдельную строку, указывая на его важность. Оно вносит передает мотив одиночества лирического героя, создает максимальную эмоциональную напряженность.
В основе стихотворения лежит принцип обращения к России, еще перед тем, как познакомиться с произведением литературы, читатель может это увидеть через название ("России"). Автор относится к Родине как к живому существу, как к человеку, у которого есть душа, характер ("Ты сострадательной была"). Автор выражает свое отношение к России через следующие детали: "нежностью", "росой любви", "Я целовал глаза твои...".
Во второй части перед читателем предстает картина, которая не только зрима, живописна, ее легко себе представить, особенно благодаря ярким деталям («чаще», «фиалки», «лепестки»), но и воспринимается как пространственное, что придает картине объем; цвет («светло-зеленой»), звук («звенел», «смех») этот объем наполняют. Поэтический язык, которым изображается Россия, яркий, образный, метафорически насыщенный («фиалки мая-глаза невинные твои»). Мы видим, что для автора Родина - это прежде всего природа, которая входит в стихотворение через образы фиалок и чащи.
Сравнение "как изменившую мне деву, отчизну прежнюю люблю" открывает то самое болезненное, противоречивое, мучительное ощущение любви к Родине.
Выбранный поэтом стихотворный размер (четырехстопный ямб с последней усеченной стопой) не противоречит элегическому настроению произведения. Пиррихий облегчает этот размер, придает стихотворению особую мелодичность. Перекрестная рифма соединяет стихи в единую целостную картину, сложную, психологически насыщенную, отображающую мироощущение лирического героя.
Высокая любовь к Родине – в этих достаточно избитых словах заключен поистине чистый, возвышенный, идейный смысл стихотворения В. Набокова «России». Единство формы и содержания произведения дает право говорить, что перед нами шедевр русской литературы